ГлавнаяСтатьиГлавшколаИсследовательская деятельность на уроке
Разделы статей

Исследовательская деятельность на уроке

22 ноября 2015 - Сергей Пимчев
Исследовательская деятельность на уроке
Коллега — учитель русского языка и литературы одной из московских школ готовит сообщение для педагогического совета на тему эффективного урока. Предлагаю фрагмент нашей переписки, которая может быть интересна с точки зрения того, как возникает красивая тема для образовательного исследования. Причём не только красивая, но актуальная, социально значимая, по-человечески нужная.
Оксана Александровна:
Доброе утро, Сергей Петрович!
Огромное СПАСИБО за информацию.
Извините, пожалуйста, за беспокойство, хотела проконсультироваться с Вами по теме своего выступления на педагогическом совете "Повышение эффективности урока" (методы работы по ФГОС)  (можно рассказать об одном из методов, наиболее продуктивном).Нет ли у Вас какого-нибудь материала по этой теме?
Как лучше построить выступление? Ещё раз простите за беспокойство. СПАСИБО.
С уважением О.А.
Пимчев:
Оксана Александровна, здравствуйте!
А разве Вы и без ФГОСов не эффективный учитель? Это риторический вопрос.
В моём понимании эффективный урок тот, где человека учат размышлять — и размышлять над "вопросами жизни" (Н.И. Пирогов). И как на ПРЕДМЕТНОМ содержании провести ТАКОЙ ПРЕДМЕТ рассмотрения? Вот здесь суть творческого подхода к… РАЗВИТИЮ. А эффективность… А что это такое? Что такое эффективность ГУМАНИТАРНОЙ системы (образовательной в том числе)? В чём её специфика в сравнении с эффективностью ТЕХНИЧЕСКОЙ системы? Именно эту СПЕЦИФИКУ игнорируют. Ведь никто об этом не сказал нам ни слова. А она есть, Зато сразу — дайте эффективность! Получается, по факту — механистическая эффективность. Эффективность, подогнанная по тесты.
Скажите, устраивать пробные ЕГЭ, например, — это эффективное управление образовательной системой? Особенно на каникулах. В каком расписании эти ЧАСЫ стоят?
И что — никто этого не видит — из "эффективных управляющих"?
Извините, разговорился.
Мне кажется, Вам надо сказать о своём ОПЫТЕ как педагога-гуманитария. А что в нём соответствует ФГОС — надо из ФГОС выбрать отдельный СЮЖЕТ, который Вам ближе по духу. И рассказать об ЭТОМ. О ВАШЕМ подходе.
С уважением
Пимчев
Оксана Александровна:
Сергей Петрович, доброе утро!
Огромное СПАСИБО за идею (как только прочитала ваше письмо, сразу появилась мысль...).
Вы не подскажете, можно по ФГОС использовать на уроке проектно-исследовательский метод (существует такой?).
Что я имею в виду: мы недавно с ребятами 7 класса закончили знакомство с темой "Причастие" (на каждом уроке ребята получали задание, которое было связано с темой. Выполнить они должны были его, проанализировав повесть А.С.Пушкина).
1 урок — найти в тексте 10 причастий и выписать их, 2 урок — выписать предложения с причастными оборотами, 3 урок — определить, какие это причастия, 4 урок — выписать предложения, в которых "не" с причастием пишется слитно или раздельно и т.д. На последних уроках по теме "Причастие" ребятам необходимо было подготовить выступление на тему: "А.С.Пушкин писал: "Точность и краткость — вот первые достоинства прозы"" Проанализируйте подобранные вами предложения из повести А.С.Пушкина с учётом оценки роли причастия!!! В конце выступления зачитать работы ребят. Подводя вывод, отметить, что по задача учителя по ФГОС не преподносить готовые знания, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому необходимо использовать проектно-исследовательский метод работы (если такой есть?) на каждом уроке.
Сергей Петрович, мне нужно рассказать только об одном эффективном методе, который я применяю. Подскажите, может быть, какие-нибудь "умные" слова необходимо применить по ФГОС?
Спасибо!
О.А.
Пимчев:
Оксана Александровна, доброе утро!
Дело в том, что есть и исследовательский метод, и проектный метод. Разница между ними, с моей точки зрения, условна, но на каком-то этапе (лет 15 назад) те, кто считал себя пионером и властителем дум в этой области, жёстко развели (для учителя) эти понятия таким образом: для проекта важен практический результат (типа кружок "Умелые руки"), для исследования — теоретический. Вся условность такого основания для классификации очевидна. Это ясности не внесло, поэтому люди пошли по простому пути — стали говорить "проектно-исследовательский", чтобы не "приставали".
Конечно, выполнение учебных исследовательских работ, реализация разного рода ЗНАЧИМЫХ проектов — черта современного образовательного процесса. Только развитие самостоятельности, способностей и опыта самообразования достигается ВСЕМИ элементами образовательного процесса. В то же время в ходе выполнения учебного исследования рядом с учеником всегда присутствует учитель — его научный руководитель (или просто руководитель). Мини-исследование, мини-поиск можно сделать из любого фрагмента образовательного процесса. На усмотрение педагога. Если и когда это он считает необходимым. Масштаб этого поиска определяется практической целесообразностью в рамках учебного занятия в целом (его целью, задачами, временем и пр.).
На что можно было бы обратить внимание (с моей точки зрения): не перепутать обычную учебную задачу с учебно-исследовательским (именно так: школьники выполняют учебное исследование, или, как мы на Северо-Западе с коллегами нашли термин, "образовательное исследование" — так я это понятие, наше авторское, и применяю) поиском. Например, ученик, решая задачу по алгебре, разумеется, опирается на мыслительные функции, которые свойственны исследованию (сравнение, поиск неизвестного и др.). Но это не значит, что он выполняет учебную исследовательскую работу. Исследовательская работа не "растворена" по учебному материалу, а имеет самостоятельный статус, хотя в учебном материале "разлито" множество элементов исследовательского поиска. И самостоятельное исследование ОПИРАЕТСЯ на такую тренировку. Во всяком случае — должно опираться. Всё должно идти поэтапно, последовательно, во взаимосвязи, по мере накопления школьником аналитического опыта.
Из примера, сжато названного Вами, не совсем понятно, какой жанр Вам ближе. Ведь, исходя из сказанного, можно выделить два аспекта:
— как педагог использует (применяет, тренирует) различные элементы учебного исследования в разных учебных ситуациях, на разном учебном материале, с разными детьми;
— как педагог организует именно выполнение самостоятельного учебного исследования на своём предмете.
Лично мне очень импонирует слова, выбранные Вами у А.С. Пушкина. Мне они кажутся настолько важными, что я бы их расшифровал, расширил их контекст на основе СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА. Нам ВООБЩЕ В ЖИЗНИ не хватает точно и краткости: в мыслях, словах, действиях. Не оттого ли у нас много красивого трёпа, "все всё понимают", а движения, развития — нет! Надо учиться — точности и краткости — во ВСЁМ! И на ПРОЗЕ Пушкина можно тренироваться, отрабатывать модель МЫСЛИ, что же значит на самом деле: ТОЧНОСТЬ и КРАТКОСТЬ.
И тогда появляется ТЕМА для учебного исследовательского проекта: "Точность и краткость — вот первые достоинства слова и дела". Мы можем посвятить этому исследовательскому проекту столько времени, сколько педагог считает целесообразным. И не только на прозе Пушкина. Мы можем работать над ним хоть целый учебный год. И даже не непрерывно, а возвращаясь к главной теме, когда это КСТАТИ при изучении текстов других писателей. В конце года наберём целую совокупность наблюдений и размышлений — по данной теме. Они и станут результатом СКВОЗНОГО исследования, ПРОБЛЕМНОГО характера.
Благодаря этому мы воспитываем у ребят очень и очень многое: и внимательно отношение к Слову, и к связи Слова и ТВОЕГО характера, и связи Слова с историей, культурой, будущим, не говоря уже о единстве литературного процесса, межпредметной интеграции русского зыка и литературы.
С таким проектом можно предложить красивый и актуальный мастер-класс или выйти на конкурс. А на педагогическом совете представить просто небольшие фрагменты (примеры, педагогические ситуации, отдельные задания) того, как педагог работает в качестве научного руководителя над более общей темой.
Это — не ОТЧЁТ! Вы делитесь с коллегами размышлениями и сомнениями. Автор может разрабатывать свою педагогическую тему не один год. Просто на данном педсовете он рассказывает о том, что у него есть на данный момент, что получилось и каковы дальнейшие возможные шаги ЕГО педагогического поиска в ближайшей перспективе.
Удачи!
Пимчев
Оксана Александровна:
Добрый вечер, Сергей Петрович!
Ещё раз хочу Вас поблагодарить за интересные идеи! 
Я, наверное, выберу первый аспект, предложенный Вами (т.е. как педагог применяет различные элементы учебного исследования в разных учебных ситуациях, на разном материале, с разными детьми).
А потом  скажу, что мы с ребятами в течение года будем работать над темой исследовательского проекта: "Точность и краткость — вот первые достоинства слова и дела"
СПАСИБО, Сергей Петрович!!!
О.К.

Похожие статьи:

Пикейные жилеты считаютПолезное телевидение

Золотая библиотекаАлексей Острогорский. "Научи нас жить, учитель!"

ГлавшколаКак читать научную литературу?

НовостиПерегудовские чтения 2016

ГлавшколаСлавянские архетипы. Хлеб

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.