Есть педагогическая проблема - как донести чувства и мысли фронтовиков-победителей Великой Отечественной до современников? Человек может выучить наизусть стихи, подробно пересказать события, но как - как? - вжиться в чужой опыт, даже если этот опыт для тебя крайне важен? Надо сильно потрудиться. Хорошо, потрудиться можешь ты сам, а, поди, заставь "потрудиться" учеников в классе... Особенно не заставишь. Да и как принуждать к тому, что, на самом деле, должно... впитываться, что ли... ?
Хотелось бы поделиться гипотезой, которая мне показалась, по крайней мере, не глупой, при чтении повести Юрия Васильевича Бондарева "Последние залпы" (1959). По этой повести, кстати, снят художественный фильм, в создании которого Юрий Васильевич участвовал. Самого Ю.В. Бондарева представлять излишне.
Я бы рекомендовал школьникам перед прочтением повести ответить на один вопрос: "Сколько лет было капитану Дмитрию Новикову?".
Честно говоря, на этом я бы закончил свою заметку, но читатель спросит, зачем писал, мол, хватит играть в догадки. Ценя драгоценное время читателя, кратко поясню.
1. Для школьника это будет интереснее, чем задание, например, "изучить позицию автора" или что-то подобное, больше из области литературоведения, чем собственно литературы (на мой узкий взгляд).
2. Но эта простота будет обманчива. В поиске ответа на вопрос ему придётся не только прошерстить произведение целиком, но и вникнуть в некоторые очень важные вещи, сравнить и сопоставить между собой и - главное - с самим собой.
Один вопрос неизбежно выльется в разговор о самых глубинных смыслах человеческого бытия.
Похожие статьи:
В классе у Мастера → Эффект присутствия. Юрий Бондарев
Главшкола → Идея для польских художников. И чешских, словацких, немецких, украинских
Парта. Воспитание в обществе и школе → Ранний Шукшин, или Дорога как воспитательная система
Парта. Воспитание в обществе и школе → Вне игры. Не желаю оказаться
Золотая библиотека → Михаил Шолохов. Осенняя любовь