Сразу оговоримся. Обсуждаем не события и роль нашей Армии в Сирии, а только сам фильм "Небо" (2021). Кроме того, автор отзыва — обыкновенный зритель, который современное российское кино не смотрит по очевидным для большинства людей причинам.
Итак, начнём с плюсов. Надо подумать...
1. Актуальность темы как таковой. Плюс, но не явный, поскольку аналогичные фильмы о войне в Афганистане и Чечне заполонили наши экраны в своё время и сейчас их вряд ли кто-то будет смотреть.
2. Демонстрация российской военной техники как очень грозного оружия.
3. Крупным планом показаны российские Силы специальных операций. Хотя и схематически — их действия смотрятся как "стрелялки". На самом деле, если поинтересоваться поглубже, можно было бы отразить именно характерные особенности и ситуации, которые бы не только усилили кинематографию, но и показали реальную жизнь "универсальных солдат", а также их психологический портрет.
4. Вполне напряжённый сюжет, хотя временами затянуто.
5. Актёрская игра Марии Мироновой. Пожалуй, единственная, кому я, как зритель, "верю". Игорь Петренко — несколько пафосно и однообразно. Остальные — как массовка.
О минусах, которые частично прозвучали.
1. Тема — святая, а сделан рядовой блокбастер. Почему?
2. Нет настоящих характеров (с художественной точки зрения) и тем более их развития в процессе художественного произведения.
3. Ни в целом рассказанная история (ещё раз скажу: не подвиг военных лётчиков Олега Пешкова и Константина Мурахтина, а именно сценарий), ни её внутренние эпизоды не могу назвать высокой драматургией. К сожалению. Они ближе к "стрелялкам". Даже разговоры персонажей фильма какие-то не "солдатские". Например, хотя бы: 100% у нашего контингента в Сирии появился свой "местный" сленг (отдельные словечки), его использование в диалогах подчеркнуло бы достверность и "солёность" рассказа. Но этого не видно. Все герои говорят, как в Москве, Питере или Нижневартовске. Есть и другие не использованные, но понятные художественные приёмы.
4. Один из приёмов: чёткий второй (или третий, четвёртый) план Большой политики. Посмотрите, например, "Семнадцать мгновений весны", тот же "Щит и меч", "Майор Вихрь". В них показаны: "событие", "политическая игра". А в "Небе" — это просто невнятный размытый фон, в лучшем случае, ландшафт. И всё.
5. Язык кино. Похоже, даже о своём родном мы говорим языком Голливуда. Потеряна своя эстетика высокого кино, для другой не нашлось ещё творческих сил и авторов прорвать пелену на глазах. Идём простым путём: заимствуем. Надо же "сделать кассу". Как, не знаем — делаем кальку. Нужны "муки творчества", по-другому не получится.
6. Наличие излишней пафосности у положительных героев, с одной стороны. С другой стороны, отрицательные персонажи "одной краской мазаны", причём простенькой, под "дурачка".
7. Есть немотивированные сцены. Например, встреча двух товарищей в Сирии. Что за начало разговора?
8. Обращу внимание авторов на советские фильмы, которые необходимо смотреть и смотреть как на образец для изучения на предмет, как они сделаны: "Баллада о солдате", "На войне как на войне", "Одиночное плавание". Проштудировать их. Я назвал только то, что сразу пришло на ум. Список очень приличный. Надо бы его изучить, чтобы получить "допуск" к таким темам.
9. С педагогической точки, если и смотреть данный фильм в учебной аудитории, то исключительно с точки зрения того, чего авторам не хватило как для достоверного рассказа об исторических событий, так и художественных средств для выражения глубинного смысла событий, создания достоверных психологических портретов участников, а также ярких, запоминающихся образов героев.
А иначе зачем? Зачем же нам смотреть на свою историю и современность американскими глазами? В этом случае имеет место воспитательный момент на уровне подсознания. Воспитывается глубоко национальное чувство, но на американский манер. Чувствуете? Причём участники этого не замечают. По поручению высших начальников фильм будет смотреть вся Армия. "Рекомендуют" смотреть Юнармии, всем кадетам и суворовцам… Однако в Министерстве обороны есть Главное политическое управление, там даже целые генералы. Не понимают?
Свои глаза, свой ум имеются? У нас же есть, на чём учиться делать кино. Учитесь же, в конце концов! Самообразовывайтесь. Кино для этого и нужно — переломить психологическую ситуацию, освободиться от "наркотика".
Похожие статьи:
Парта. Воспитание в обществе и школе → Если ты собираешься в армию
Cui prodest? Педагогическая политология → Сколько стоят мастера культуры
Главшкола → Изменения в историко-культурный стандарт. Вежливые
Главшкола → Как сделать экранизацию классики интересной
Пикейные жилеты считают → Бубны