Гжель — регион традиционного народного промысла — на днях посетил министр высшего образования Валерий Фальков:
https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/71133/
Отчёт получился довольно формальный, дежурный. Таким же отчётом можно рассказать о любой другой поездке в любой регион, изменив название. А ведь поездку в такой регион, как Гжель, министр мог бы использовать в идеологических целях, например, подчеркнуть значение традиционных культурных ценностей России. Это было бы очень актуально, потому что мировая война идёт именно вокруг этого. Об этом даже по телевизору рассказывают. Гжель — очень достойная историческая площадка для этого, а также для выдвижения каких-нибудь интересных общественно-педагогических инициатив. А так — всё выглядит довольно кулуарно.
С точки зрения профессиональной экспертизы могу заметить следующее:
1. Мы уже знакомились с концепцией предприятия в Турыгино на СПб экономическом форуме года три назад. Такое же примерно слышали уже. Всё планы, планы...
2. Если оценивать научную новизну — её нет. Прямая связь между учебным заведением района и градообразующим предприятием (заводом, фабрикой, колхозом) — для трудоустройства молодёжи — всегда строилась и курировалась органами власти в любом регионе ещё в советское время. В чём суть визита высокого государственного чиновника? С чем познакомился, с каким передовым опытом — в чём он состоит? Что, как говорится, "распространять", извините, транслировать?
3. Ни слова о гжельской педагогической традиции — об авторах уникальной образовательной модели А.А. Андреевой и В.М. Логинове, собственно говоря, основателях Гжельского университета. Позорно. Кстати, на дворе июль-месяц — учителя и преподаватели в отпусках. В чём смысл приезда высокой делегации?
4. Отчёт говорит о том, что выглядит, как минимум, шагом назад по сравнению с моделью Логинова-Андреевой, которая, "между прочим", защищена в виде диссертаций в академических институтах. Данная модель обладает мировым лидерством. Министру полезно было бы ознакомиться, да его не просветили в силу собственной неосведомлённости.
5. В рамках модели Логинова-Андреевой достоянием страны является не только искусство фарфора, но и образовательная модель. Особенно эстетическое воспитание детей.
6. Гжельская образовательная модель Логинова-Андреевой получила развитие на базе Речицкой школы в Гжели под руководством Н.В. Гребенниковой, которая считает себя продолжателем их педагогического Дела. Модель Речицкой школы я бы назвал "школой нового социально-культурного опыта". Суть общая — университет, школа являются социально-культурным институтом региона и в силу этого средством, способом его развития. Сложнейшие процессы, которые не ограничиваются формальным трудоустройством выпускников! Они должны быть известны министрам и должны ими публично оцениваться для примера другим. А на экскурсию можно приехать и в качестве рядового посетителя.
7. Рядом с университетом возведена уникальная часовня под названием "Воспитание" (2005 год). Задумайтесь только! Это слово ещё на нашей памяти было ругательным, а тут — часовня! По инициативе Логинова и Андреевой, силами педагогического коллектива и студентов, других организаций. Особенно в память детей войны, но главное — на будущее.
8. Про туркластер тоже много песен спето. Для начала с окурками у входа в Университет и на автобусных остановка разобраться. А потом уже "входные группы", "визит-центры" и проч. можно обсуждать.
9. Приближается 700-летний юбилей Гжели. Надо придумать какую-то специальную рейтинговую систему для измерения прогресса и компетенций, до чего не смогли додуматься Ломоносов и Виноградов, Матвей Сидорович Кузнецов и другие гжельские промышленники, Салтыков и Бессарабова, Логинов и Андреева, Гребенникова.
Любят у нас механически повторять слова Александра III о двух союзниках России - армии и флоте. На самом деле, у России союзников больше. Народное искусство — союзник России. Медики — союзник России. Предприниматели — союзник России. Общественные деятели — союзник России. Государственные управленцы — союзник России. Университет и школа — мощнейшие союзники России.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Вернуть народам Африки и Азии культурные ценности
Пикейные жилеты считают → Если бы я был немцем
Парта. Воспитание в обществе и школе → Реванш неандертальцев
Cui prodest? Педагогическая политология → Кому подчиняются органы управления образованием
Cui prodest? Педагогическая политология → Зачем Сорос сейчас в Армении?