Пишу о том, с чем столкнулся лично. Суть изложена в письме. Но перед письмом хотел бы сказать о том, что меня действительно удивило. Хотя именно это и не должно вызывать, вроде бы, удивление. Так что удивило? Безразличие. Самое обыкновенное безразличие. Входит пожилой человек в вагон метро, а все сидящие делают вид, что не видят. Безразличие. Пишите на чиновника жалобу в высокие инстанции, а отвечать вам поручено — тому же чиновнику. Безразличие. Правильной дорогой идём, товарищи… Какой знак поставим в конце предложения?
Председателю Комитета по обороне
Государственной Думы Российской Федерации
генерал-полковнику
А.В. Каргополову
Уважаемый товарищ генерал-полковник, здравствуйте!
Моё обращение связано с проблемой патриотического и военно-патриотического воспитания. Хотя названные понятия существуют как само-стоятельные, на мой взгляд, они представляют неразрывное целое в связи с характерными особенностями исторического пути России, когда свобода и независимость страны определялись, в первую очередь, её способностью победить внешнего агрессора на поле боя. И сегодня голос России на мировой арене может звучать уверенно и твёрдо, потому что есть сильная и эффективная, обученная и опытная Российская Армия, которую поддерживает общество. Жизненно важно для общества – обеспечивать преемственность боевых традиций, полноту исторической памяти, не допускать провалов в воспитательной работе с молодёжью и, тем более, откровенной антиармейской пропаганды.
Вместе с тем, разговор с молодёжью о судьбах Родины не может быть проходным, «дежурным». Вряд ли он может быть «поставлен на поток», для достижения «массового охвата». Каждый раз – помимо общей педагогической грамотности и опыта – он требует от педагога тщательного продумывания содержания и формы разговора или действия. Мне приходилось наблюдать, как люди, движимые самой благой целью, находили материальные и организационные возможности для важных патриотических проектов, но, к сожалению, в силу отсутствия педагогической и методической подготовки превращали образовательные мероприятия, по сути дела, в скучную «патриотическую трескотню». Что вреднее для дела воспитания – «недобор» или «перебор», – необходимо внимательно обсуждать на педагогических советах учреждений образования и на высоких этажах власти.
Для начала я бы обратил общее внимание на книгу педагога, фронтовика В.А. Сухомлинского «Родина в сердце». Теперь по конкретному вопросу.
Несколько лет назад ко мне обратился фронтовик генерал Борис Арсентьевич Литвин с просьбой описать Боевой путь дивизии, в которой он воевал: 70-й гвардейской стрелковой. У него имелись рабочий набросок, сделанный кем-то на быструю руку, небрежно, и несколько книг, написанные однополчанами. Опираясь на предоставленные материалы с привлечением дополнительных источников, я постарался сделать описание Боевого пути части, которое было бы достаточно интересным для чтения, полезным в образовательном процессе, так и послужило бы методическим образцом (не механическим) для аналогичных описаний (например, в музеях боевой славы).
Работа сделана. Но опубликовать её, к сожалению, до сих пор не удаёт-ся. Неоднократные обращения к «начальникам всех патриотов» – Российское военно-историческое общество, парк «Патриот», движение «Юнармия», – а также в Департамент образования г. Москвы, соответствующие управы и школы г. Москвы ничего не дали: получены формальные отказы или остались без ответа. На основании такого общения с «начальниками патриотов» сложилось впечатление, что патриотические проекты делятся на две категории: «своих» и «не своих». Наша работа с генералом Б.А. Литвиным, очевидно, попала во второй разряд.
В народе есть мудрая пословица: назвался груздем – полезай в кузов. Я считаю так: если люди возглавили в той или иной форме военно-патриотическое воспитание в стране и, тем более, получили на эту деятельность государственные деньги и условия, то им следует внимательно, неформально относиться к инициативам и предложениям со стороны граждан и общественных организаций. Пожалуй, это важнее, чем продвигать собственные проекты.
Общественные инициативы возникают, как говорится, с «земли», рождаются из конкретных практических вопросов, которые не придумаешь и не угадаешь, сидя в удобном кабинете. Опора на общественную инициативу является способом вовлечения граждан в государственное дело, мерой укрепления доверия между государством и обществом – ключевой политической проблемой.
Обращаюсь к Вам за содействием в публикации рукописи «Золотые и медные звёзды войны. Пронзая годы и континент. Боевой путь 70-й гвардейской стрелковой дивизии: Модельный проект».
Рукопись находится во вложенном файле.
Похожие статьи:
Новости → Школа - дом, где встречаются сердца
Парта. Воспитание в обществе и школе → Лейтенанты
Главшкола → Из своего "окопа"... Педагогический метод
От винта!. Педагогические экспедиции → Армия, в которой служить
Cui prodest? Педагогическая политология → Патриотическое воспитание на Украине