Считается, что любовь и уважение человека к самому себе начались с него. Звали его Данте. Данте Алигьери (1265-1321). Родился он во Флоренции (Италия), был поэтом, мыслителем, политическим деятелем. Эпоха же получила название Возрождения.
Данте написал поэму, которая навсегда вошла в культурный багаж человечества. Очень серьёзное произведение, но почему-то автор назвал его "Комедией". Между прочим, француз Бальзак — гораздо позже и в другой стране — тоже назвал труд своей жизни "Человеческой комедией". И Чехов назвал грустную историю "Вишнёвого сада" — комедией. Пойми после этого "авторский замысел", как требуют учителя литературы. В своём бы замысле разобраться...
И тем не менее — всё-таки "комедия". А последователи Данте взяли на себя смелость даже дополнить автора и стали называть его комедию "Божественной комедией". Почему?
Думаю, что нам придётся в какой-то мере признать их правоту хотя бы на одном примере. Устами своего героя (им является знаменитый римский поэт Вергилий) Данте объясняет, что есть любовь. Имеет смысл понакомиться, не правда ли? Ну, а кто такая Беатриче, можно узнать, прочитав поэму.
Данте. Божественная комедия (1308-1321).
Чистилище. Песнь восемнадцатая.
«Направь ко мне, — сказал он, — взгляд своих
Духовных глаз, и вскроешь заблужденье
Слепцов, которые ведут других.
В душе к любви заложено стремленье,
И все, что нравится, ее влечет,
Едва ее поманит наслажденье.
У вас внутри воспринятым живет
Наружный образ, к вам запав — таится
И душу на себя взглянуть зовет;
И если им, взглянув, она пленится,
То этот плен — любовь; природный он,
И наслажденьем может лишь скрепиться.
И вот, как пламень кверху устремлен,
И первое из свойств его — взлетанье
К среде, где он прочнее сохранен, —
Так душу пленную стремит желанье,
Духовный взлет, стихая лишь тогда,
Когда она вступает в обладанье.
Ты видишь сам, как истина чужда
Приверженцам той мысли сумасбродной,
Что, мол, любовь оправдана всегда.
Пусть даже чист состав ее природный;
Но если я и чистый воск возьму,
То отпечаток может быть негодный...
Творящее начало, пребывая
Врозь с веществом в пределах вещества,
Полно особой силы, каковая
В бездействии незрима, хоть жива,
А зрима лишь посредством проявленья;
Так жизнь растенья выдает листва.
Откуда в вас зачатки постиженья,
Сокрыто от людей завесой мглы,
Как и откуда первые влеченья,
Подобные потребности пчелы
Брать мед; и нет хвалы, коль взвесить строго,
Для этой первой воли, ни хулы.
Но вслед за ней других теснится много,
И вам дана способность править суд
И делать выбор, стоя у порога.
Вот почему у вас ответ несут,
Когда любви благой или презренной
Дадут или отпор, или приют.
И те, чья мысль была проникновенной,
Познав, что вам свобода врождена.
Нравоученье вынесли вселенной.
Итак, пусть даже вам извне дана
Любовь, которая внутри пылает, —
Душа всегда изгнать ее вольна.
Вот то, что Беатриче называет
Свободной волей; если б речь зашла
О том у вас, пойми, как подобает».
Похожие статьи:
Золотая библиотека → Как Петрушка стал личностью
Золотая библиотека → Михаил Шолохов. Осенняя любовь
Золотая библиотека → Михаил Шолохов. Как иссушает страсть
Золотая библиотека → Всё очень просто... Про любовь
В классе у Мастера → Первое свидание