Однажды, идя по улице, увидел сцену. Молодая мама тащит за руку малыша 2-3 лет. Мама очень торопится, её нервозность набирает обороты, а малыш озирается по сторонам, ему всё интересно. Кроме того, его шаги в несколько раз короче маминых — он даже бежать за ней не успевает! Она всё сильнее его дёргает и ругает, доведя в конце концов до истерики и ребёнка, и себя. Я постарался найти какое-то слово, поскольку шёл следом, но… Наверное, с точки зрения мамы поведение ребёнка было капризным. На мой взгляд, ребёнок просто любопытен или ему нечасто приходится гулять по улице, и его всякая мелочь увлекает. Внешне явление выглядит похожим на многие такие же явления, а причины могут быть разными. Каприз каждого ребёнка имеет свою природу. Мне кажется, нам, взрослым, в таких случаях следует размышлять не о капризе как универсальном педагогическом явлении, а о судьбе конкретного маленького человека, который "попалв каприз". Какова была цепочка действий? Можно ли было её прервать? Кто имел силу её предупредить и в какой момент?
А, может быть, в большей степени капризны мы, взрослые? Просто себе мы прощаем слабости, а другим нет.
Если Вам приходится "на повышенных тонах" разговаривать с ребёнком, начертите для себя "красную линию". Эта линия в отношениях, перейдя которую, очень сложно восстановить доверительные отношения. Без доверительных отношений, без личного авторитета взрослый не сможет оказывать влияния. Его будут слушать, но не будут слышать. Слова превратятся в пустой звук. Следите за "красной линией".