Архитектура — это музыка, застывшая в камне. Это известное выражение. Если такие камни, что тогда за музыка звучит в ушах архитекторов и особенно их заказчиков? Таким вопросом задаёшься при знакомстве с проектами (уже реализованными) школ и детских садов на сайте Архитектурного совета Москвы:
http://archsovet.msk.ru/objects/education
"В Москве реализуется масштабная программа строительства новых объектов социальной инфраструктуры, в том числе детских садов и школ. Учитывая значимость этих объектов, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов ведет постоянную работу по совершенствованию проектов этих объектов с их разработчиками. В результате требования нормативных документов, жесткие сроки реализации и регламентированная стоимость строительства сочетаются с качественными архитектурными решениями, продуманной функциональностью и жизнерадостным обликом". Так сказано во введении. Извините, но слова звучат как издевательство над эстетическим вкусом. Помните работу Н.Г. Чернышевского "Об отношении искусства к действительности"? Так вот: такое искусство к действительности относится очень плохо. И эта пошлая безвкусица подаётся под соусом новаторства и творчества! На самом деле: так, лишь бы налепить под видом оригинальности, нашим детям там не учиться, нам там не работать.
Дорогие (по цене) архитекторы, школа и детский сад — не офисы! Неужели это не понятно? Если вы являетесь сторонниками функционализма, тогда вникните, что есть функция образования. Образование есть обучение и воспитание. В-н-и-к-н-и-т-е! Как театр начинается с вешалки, так и школа начинается с внешнего вида, со школьного двора. Школа — это дом, где общаются, дружат, играют, исследуют, в общем, живут. Живут люди, а не офисный планктон. Я шокирован такой античеловеческой архитектурой. Мне в голову не приходило, что архитекторы так далеко ушли от людей и жизни.
Ходить в такую школу не возникает никакого желания. Это с чисто внешней точки зрения. Эти школы "холодные".
Впрочем, если выполнять большой социальный заказ капитализма по подготовке будущего офисного работника, приучению к офису, то, пожалуй, модель "школа-офис" в самый раз. Ну, а если образовательная политика изменится и стране понадобятся граждане с чувством хозяина?
Тогда изменится образовательный процесс. Школе нужны будут стадионы и приусадебные участки. Ваши школьные проекты для этой цели не сгодятся. Даже при Лужкове до такого "шаблонизма" не доходили. Видимо, в Москве появится "Москва собянинская".
Господа, познакомтесь хотя бы с русскими дореволюционными и первыми (довоенными) советскими проектами школ. Есть много фотографий, а в русской провинции ещё остались здания дореволюционных гимназий. Поизучайте.
Глава Москомархитектуры на этом сайте с американской жизнерадостной улыбкой обещает нам "образовательные кластеры". Какое для слово ключевое? Жизнерадостность?
Вот в такой школе учиться хочется (г. Камешково Владимирской области).
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Школы Мариуполя
Парта. Воспитание в обществе и школе → Школа начинается со... стен
Код 495 → Школа № 158. Должна ли школа отличаться от офиса?
Новости → Нарисуем. Будем жить?