ГлавнаяСтатьиПарта. Воспитание в обществе и школеОктябрьские педагогические тезисы 2016 г.
Разделы статей

Октябрьские педагогические тезисы 2016 г.

20 октября 2016 - Сергей Пимчев
Октябрьские педагогические тезисы 2016 г.
Сколько копий сломано на тему преподавания истории в последние годы! Казалось, приблизились, пусть к спорному, но общему знаменателю. События вокруг Крыма и Донбасса, затем Сирии полностью перевернули стройное здание исторического знания из стекла и бетона. Проблема преподавания истории, особенно в школе, встала во всей остроте.
На ВДНХ, в Историческом парке, 15 октября 2016 г. в рамках проекта "Моя Победа" состоялся "круглый стол" историков и педагогов по переосмыслению оснований современного исторического образования, о роли и условиях работы педагогов в деле сохранения истории, а также литературы, в качестве важнейших воспитательных, мировоззренческих дисциплин.
 
 

 


Участники "круглого стола": профессора и студенты

Подробнее о том, о чём говорили участники "круглого стола", будет рассказано отдельно. А сейчас предлагаем вниманию читателей текст выступления от группы московских и подмосковных педагогов.
 
Белов И.С… Гребенникова Н.В., Михеева Г.И.,
Пимчев С.П., Овчинникова Ю.С.

1. Изложение материала в тексте учебника должно следовать логике рассказа, повествования – такова форма подачи материала, при сохранении, разумеется, системного, научного подхода к самому содержанию образования со стороны авторов. Системный подход остаётся в контексте. Стремиться к главной цели – изложение должно быть интересным, увлекательным, живым, образным, выразительным, т.е. подлинно художественным, а не преимущественно академическим. Школьный учебник не может быть сокращённой версией университетского учебника.
2. В контексте общей перегрузки школьников твёрдо и целенаправленно, последовательно, заметно для школьника и учителя освободиться от ненужного; с педагогической точки зрения – избыточного материала. «Разгрузить» текст от несущественных и малозначительных фактов, дат и имён, подчеркнув самые главные, яркие и хара'ктерные.
3. Усиливать деятельностный характер исторического образования, уходить от словесного и кабинетного. Формы известны: экскурсии, экспедиции, проекты, музейная работа, школьный театр и др. Чтобы не ездить далеко, для этого всегда можно использовать возможности любой местности, в которой находится школа (читаем В.А. Сухомлинского): это малая Родина для человека. Главное препятствие: учитель, зарабатывающий деньги при большой нагрузке, не имеет ни времени, ни сил, ни материального стимула реализовывать значимые социально-педагогические, историко-культурные долгосрочные глубокие проекты. Но другой альтернативы, как высвободить учителя для такого рода практической, несловесной работы с высокой воспитательной отдачей, нет.
4.  Обозначенные трудности придётся решать. Возможно, придётся ввести новую должность: учитель-воспитатель. Учителя гуманитарных предметов, в которых высок воспитательный потенциал, могли бы получать заметную доплату за такую работу, сравнимую с основным окладом. Они – первые помощники заместителя директора по воспитательной работе.
5. Тщательно искать, выявлять, фиксировать, поощрять и распространять лучший педагогический опыт исторического образования в контексте названных идей (видеотека, портал «Историческое образование» и др.). Материал для этого должен быть отобран и быть действительно интересным. Правда, в условиях, когда система дополнительного педагогического образования (повышения квалификации) функционирует на рыночных условиях, это сделать, по определению, невозможно.
6. Такие способы тоже должны быть интересными для педагогов. И лучше всего – опять же деятельностные: профессиональные путешествия и педагогические экспедиции, исторические лагеря с необычной и интересной программой, в интересных местах и т.п. Например, международный урок, посвящённый 825-летию «Слову о полку Игореве» (в 2010 г.), школьный марш по посёлку Речицкой школы (Гжель) на День Победы. То есть: не навешивать на педагога новые «важные» задачи, а помочь ему, продвинуть его и его разработки.
7. Поддержка международных и межрегиональных педагогических контактов, вовлечение практических педагогов в них. Например, составление педагогических команд, способных продемонстрировать мастер-классы в других регионах или странах («Уроки на колёсах»). Это может быть как поощрение победителей каких-то конкурсов или за другие достижения. Кстати, задействовать в таких проекта можно и необходимо глобальные бренды России (Гжель, например). В них выражается образование как «мягкая сила» внутренней и внешней политики. И, разумеется, такие контакты и связи обогащают образовательную среду школы – основу для развития познавательной мотивации молодёжи. В 2017 г. – 425 лет Я.А. Коменскому, в 2018 г. – 100 лет В.А. Сухомлинскому, 140 лет Я. Корчаку. Это повод для красивых и содержательных педагогических проектов.
8.  Взаимодействие с другими ведомствами, чтобы вписаться в их программы, например, с Россотрудничеством.
9. Работа с педагогами (школ и системы дополнительного образования детей). Не заваливать их методическими рекомендациями и пособиями, а оказать реальную действенную поддержку и внимание. Люди должны чувствовать обратную связь, то, что они интересны, что их опыт – нужен. Это – политическая задача.
10. Хочется надеяться, что обсуждение не будет пустой тратой времени и не станет массовкой для продвижения уже готовых чьих-то идей, как это было с принятием концепции филологического образования ровно год назад. Привлекли к обсуждению учителей, а приняли то, что было прямо противоположно высказанному.
11. Педагоги, обсуждавшие концепцию филологического образования, критически отнеслись к тезису организаторов дискуссии: "Не важно ЧТО дети читают,  а важно, что ЧИТАЮТ". Идея педагогов была обратная: важно, ЧТО именно читают дети; каков ПОДБОР литературы для школьного чтения?
12. Что вызывает критическое отношение в современном историческом образовании:1)  всеобщей историей занимаются больше, чем своей собственной, тратят огромное количество времени на несущественное, а на главное — историю своей страны — акценты не делают;  2) история идет в отрыве от литературы, а эти два предмета, изучаемые в унисон, могли бы дополнять друг друга. Здесь, кстати, вопрос к «достижениям» образовательных реформ: о досрочной сдачи ЕГЭ. Как же осуществлять интеграцию содержания образования, например, между историей и литературой, если литературу можно сдать досрочно за год? История и литература как предметы существуют не для того, чтобы их «сдавать», а для того, чтобы искать ответы на личные вопросы. А на это надо время. И делать это вовремя – именно тогда, когда они волнуют молодёжь.
13. Последнее по списку, но первое по значению. Не хамить педагогу. Чиновники должны быть предельно вежливы с педагогами. Вежливость – точность королей.

 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.