«Такие звёзды светят народу раз в столетие», – сказал об Иване Егоровиче Забелине, выдающемся историке 19 в., современник. И хотя в веке 20-м имя гения было почти забыто, сегодня оно справедливо возвращается в состав интеллектуальной элиты России.
Ему рано пришлось начать работать и помогать семье, потому что в 7 лет лишился отца. Через какое-то время удалось поступить в сиротское училище. Через 5 лет его товарищи поступили в гимназию, чтобы затем продолжить учёбу в университете. Забелин же пошёл работать – мелким служащим в Оружейную палату, и все свои знания он уже приобретал путём самообразования, а высочайший профессиональный авторитет – тяжёлым самостоятельным трудом. И вот в «Записных книжках» Забелина – уже человека состоявшегося – читаем жизненный урок: «Что такое самостоятельность, её природа? Она возникает в отдельном человеке из чувства независимости, которое развивается собственною работою, т.е. собственным трудом. Наша независимость находится только в нашем труде, в моих руках, в моей голове. Богатство, связи и т.п. вещи влекут к зависимости и называются связями, кандалами. Свободен, независим тот, у кого есть крепкие руки да царь в голове»
Иван Забелин в1856 г.
Не исключено, что тяжёлая в материальном отношении жизнь историка и его семьи послужила стимулом для профессионального интереса к бытовой стороне исторического процесса, а именно истории русского быта. Но быт для Забелина – не механическое описание предметов прошлого, это, как мы сказали бы сегодня, реконструкция способа жизни предшествующих поколений, выявление исторической природы человека. И это было научным открытием, которое в Европе повторят только лет через 50 – европейцам же достанется и мировая слава. Это открытие подсказывало тогдашним реформаторам, что исторические привычки народа меняются веками, а то и не меняются вовсе – в этом и причина неудач многих реформ, ускоренной т.н. «европеизации» России и сегодня. И вот в «Записных книжках» Забелина – позднее – знакомимся ещё с одним жизненным уроком: «Верхний слой, наша интеллигенция, знает французский, или немецкий, или английский языки. Она воспитывается по иноземному. Отсюда множество последствий.
Но надо же образовать интеллигенцию и из народа. Он тёмный. Барин захотел бы прочесть классиков, он берёт не греческую же, а французский, немецкий, английский перевод. Отчего же не быть русскому переводу. На чём же будет воспитываться умственность народа? Ей надо пищу. Переводить значит умствовать на своём языке. Если не будем умствовать, будем вечно дети».
Иван Егорович Забелин получил признание у современников. В 1880 г. Московская городская Дума пригласила его руководить первым научным описанием истории Москвы. Он стал официальным историографом города, создав «Историю города Москвы».
Его фундаментальная работа «Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII столетиях» получила высокую оценку как коллег, так и со стороны царской семьи.
Наконец, выполняя наказ царской семьи, он стал одним из отцов-основателей Российского Исторического музея на Красной площади – крупнейшего в стране хранилища национальной памяти, где находится сейчас и специальный фонд Забелина.
Проект Государственного исторического музея 1875 г.
Всего же Забелин стал автором более 250 публикаций. Он стоит в первых рядах историков России.
И.Е. Забелин в 1890-е годы в залах Исторического музея
Среди них есть книга, высоко оцененная коллегами Забелина, но мало известная нам – «Кунцово и древний Сетунский стан. Исторические воспоминания», 1873 г. Кстати, обратите внимание, как писалось тогда современное название московского района.
«Кунцово и древний Сетунский стан. Исторические воспоминания» (1873 г.)
Как вы, наверное, уже догадались, Забелин описал в ней замечательную историю нашей местности, наших земляков – со времён седой древности до конца 19 в. Похоже, аналогов такая работа, во всяком случае, в России, не имеет.
Древний Сетунский стан. Схема начала ХХ в.
По карте начала 20 в. видно, что Сетунский стан включил в себя весь нынешний Западный округ г. Москвы, часть Юго-Западного округа, значительную часть Одинцовского района Московской области, примыкающей к столице со западной стороны. Многие события, произошедшие на этой – локальной – территории, имели общенародное и всемирно-историческое значение. Раскрыв эту взаимную связь, Забелин сделал, таким образом, научное открытие. И вот в «Дневниках» Забелина знакомимся ещё с одним жизненным уроком: «Место и значение личности в истории… Личность воплощает идеи, стремления, предчувствия, гадания, смутные сны и мечты в живое дело – вот её роль. Общество носит в себе, в своей утробе зародыши, органические ячейки идей и стремлений. Оплодотворяет эти зародыши личность… Личность поэтому обладает творчеством. Из разбросанных, разрозненных, носящихся атомов идей, мыслей, стремлений она создаёт как художник, цельное, органически воспроизведённое или слово… или дело…
Личность есть художник… Каждый из нас есть художник, творец своей жизни. Творить из ничего нельзя. Ясно, что каждый из нас в этом отношении зависит от среды, которая даёт средства, силы и тем обусловливает склад и строй сотворённого, т.е. самой личности, её жизни. Каждая биография есть история такого творчества, т.е. того, как человек делает сам себя, высекает из мрамора обстоятельств и среды свой индивидуальный образ. Каков материал, такова и крепость статуи или относительная её красота…
Жизнь есть ежеминутное творчество, нескончаемое».
Оно и зажигает звёзды… Такие, как Иван Егорович Забелин.
И.Е. Забелин. И.Е. Забелин.
Картина И. Репина (1877 г.) Картина В. Серова (1893 г.)
Триумфальная арка в честь Победы над Наполеоном в 1812 г.
Сейчас находится на Кутузовском проспекте Москвы,
пожалуй, самом красивом в городе. Это Западный округ.
Похожие статьи:
Новости → Участие в Осовских чтениях в Саранске
Новости → Участие в III Минском молодёжном педагогическом фестивале
Новости → Учителя Москвы на "Академии урока" в Минске
Новости → Лишний билетик в китайское кино
Новости → Участие в "Академии урока" в Минске