Винни-Пух - толерантный и коммуникативный субъект общения, однако ему не добиться высоких показателей в рейтинге успешности. Значит ли это, что он останется в офсайде?
Винни-Пух всегда занимался только тем, что ему интересно, хотя и не делал никаких выводов из тех ситуаций, когда попадал впросак. У современных детей нет возможности для такой роскоши - делать только то, что хочется. Их окружают постоянные требования мира взрослых. Поэтому со строны детей частенько возникает внутренний протест: избежать дел, которые "ради взрослых", просокочить "в уголное ушко", главное - чтобы не "приставали".
В этом есть глубокая правда Природы. В педагогике её учёт называется принципом природосообразности обучения, который в современной школе искажается грубейшим образом - всем её порядком, зависящим в большей мере от бюрократических регламентов, нежели от воли педагогов. Его нарушение - не просто игнорирование элементарных человеческих отношений в образовательном процессе, оно может привести к серьёзным психическим деформациям в структуре самой личности. Именно этого стремились избежать, в частности, Корчак и Сухомлинский.
С другой стороны, ни человек в современном мире, ни школьник, который к жизни в этом мире должен приготовиться, не могут делать только то, что хочется. Много дел - малоинтересных или неприятных, но жизненно необходимых. Их тоже нужно делать. Следовательно - учиться этому тоже.
Таким образом, на передний педагогический план выходит необходимость развития у детей и школьников так называемого произвольного внимания, т.е. внимания, для которого от человека требуется усилие - способность сосредоточиться. С непроизвольным вниманием ребёнок может делать очень сложные дела и в течение долгого времени, но тот же ребёнок не в состоянии выполнить самое простое дело, если оно представляется ему неинтересным. Он не может сосрелоточиться, он к этому не приучен. У него нет такой привычки. Без умения сосредоточиться, сконцентрироваться невозможно сдделать ни одного серьёзного дела в жизни.
Иного пути, как тренировать, вряд ли что-то можно предложить. Но тренировать разумно и педагогически целесообразно. Например, можно предложить такие пути.
1. Постоянно помогать ребёнку доделывать до конца с необходимым качеством его обязанности, например, домашнее задание. Помогать, потому что самостоятельно он не справляется. Помогать, но - не делать вместо него, чтобы поскорее "отстреляться". Так воспитывается понимание и привычка доделывать дело до конца, потому что попорсту "так положено" в жизни.
2. Постепенно увеличивать долю самостоятельной работы, т.е. снижать долю вмешательства со стороны взрослого, "удельный вес" его помощи, стремясь в перспективе к полной самостоятельности при выполнении, например, домашнего задания.
3. Вводить в постоянные обязанности ребёнка другие "неувлекательные" дела по дому. Пусть они будут даже лёгкие, но они должны быть малоинтересными, например, помыть посуду или вынести мусор. Непроизвольное внимание, воспитанное на одних отношениях, будет переноситься на другие отношения. Но на практических делать этого добиваться проще, чем на чисто интеллектуальных: такое дело нельзя сделать наполовину, это всем очевидно и легко проверяется.
Указанных позиций добиваться систематически, но учитывать при этом посильность дела для ребёнка.
Как видно, ничего особенно сложного. От взрослого требуется терпение и внимательность, что бывает, порой, так же непросто, как воспитывать произвольное внимание у детей.
Но, согласитесь, лучше на Винни-Пуха смотреть в мульфильме, чем быть им в жизни.