С.П. Пимчев
Учитель-2030. Педагогика "самостоянья человека" VS педагогика "успеха"
... Тот урок истории видела вся страна.
"... - Однажды он познакомился в поезде с женщиной. Сорок минут говорил с ней. И влюбился без памяти. Навек. То ли в неё, то ли в образ, который сам себе выдумал. Но... красиво влюбился! Сорок минут... А потом были только письма. Сотни писем! Читайте их, они опубликованы. И вы тогда не посмеете с высокомерной скукой рассуждать об ошибках этого человека.
- Но ошибки всё-таки были!
- Ты сядь пока...".
Фрагмент урока Ильи Семёновича Мельникова из кинофильма "Доживём до понедельника" мы не раз анализировали с учителями, стараясь понять, чем же учитель "зацепил" и своих учеников, и нас, зрителей. А, может быть, напрасно, ибо с точки зрения "современной" урок просто "посыплется"? На уроке не то, что не применялись технические средства обучения (ТСО), но даже классная доска не задействована. Висела карта, к которой не обращались. Начало урока - традиционное: опрос. Причём ответ по домашнему заданию - никакой: ученик Сыромятников не прошёл бы никакой диагностической работы. С двоечником учитель не поработал. Кстати, с отличником Батищевым тоже. Более того, точка зрения отличника просто не устроила учителя! Он стал развивать собственный взгляд, как сказали бы в наши дни, "индоктринировать", "вкладывать" своё понимание в головы других. Не заметил робкого желания третьего ученика Шестопалова высказаться. Интерактива мы тоже не увидели - практически сплошной монолог: ни дискуссии, ничего подобного. А рефлексия - какая рефлексия!? Где успешность каждого - как она фиксируется в портфолио или рейтинге? Можно ещё набросать Илье Семёновичу "чёрных шаров". И всё же... всё же... Урок стал событием. Именно в этом заключается, на мой взгляд, его высшая оценка. Разумеется, педагогическим событием, разворачивающим сознание человека навстречу к истинным личным и общественным (читай: культурным) ценностям, соединяющим - хотя бы даже и на миг! - высокую объективную правду жизни и индивидуальный жизненный опыт. На уроке-событии учитель меньше всего нуждается в педагогических "подпорках" (типа ТСО) или методическом "жонглировании" (калейдоскопе приёмов обучения), поскольку ему удаётся найти точки опоры в самом человеке, его сердце и разуме. Чрезмерное увлечение тем, что на самом деле обставляет образовательный процесс, является антуражем, свидетельствует, скорее, об отдалении образования от человека и жизни. Я не ратую за возвращение к гусиным перьям. Просто надо вспомнить, что выступает природным предметом образовательного процесса, а именно глубокое и продуктивное, осмысленное, творческое человеческое переживание. Остальное - атрибуты. Хотя атрибут - тоже существенное свойство явления, но при отсутствии главного атрибуты рискуют превратить явление в схоластику. Напишите автобиографию для личного листка по учёту кадров: там отразятся внешние параметры жизни. А попробуйте сделать то же с позиции писателя, как будто пишете поучительное жизнеописание: и там мы прочтём о тех событиях, людях, встречах, благодаря которым вы стали тем, кем являетесь - без титулов и должностей - человеческой личностью, если так можно сказать, в чистом виде, чем можем быть интересны для других без всяких внешних условностей. Личность рождается событиями, событие строит, развивает, лечит личность. Из этого непреложного закона жизни вытекает закономерность педагогического события, которое, как инструмент, мы найдём у ведущих педагогических классиков. Событие в жизни - чаще всего дело случая. Педагогическое событие - запланированное. Илья Семёнович не только самовыражался на уроке, он знал и видел, какой педагогический эффект достигался. В новейшее время моделирование педагогического события (именно на уроке) представлено, например, в работах петербургского педагога-новтора Е.Н. Ильина [1]. Педагогика события (в противовес педагогики мероприятия) мне представляется точкой роста современной практической педагогики. Педагогическое событие, как и любое педагогическое явление, может быть рассмотрено и режиссировано в различных формах и масштабах, в контексте различных педагогических условий, наполнено различным содержанием. Имеет смысл сказать о риске превращения "со-бытия" в ставшую модной "event-технологию", перекочевавшую к нам из бизнес-образования и шоу-бизнеса: часто event там становится рядовым "мероприятием" или же бессмысленным, как правило, пошлым, ломанием и кривлянием. Событие вызывает глубокое переживание, мотивирует глубокое размышление. Человек как будто останавливает бег по жизни, начинает переосмысливать привычное, выводит жизненные уроки - основу жизненного опыта. Однако сегодня, чтобы школе попасть в топовый список лучших школ нужно не это - нужны только баллы за ЕГЭ и ГИА плюс количество победителей всероссийских олимпиад. Все набирают баллы, заполняют портфолио: школы, учителя, школьники. Присесть и размышлять - "на это нет времени!" (рекламный ролик). Я поделюсь опытом того, как в системе последипломного педагогического образования удаётся, на мой взгляд, удержать педагога в позиции размышляющего, тем самым сохранять потенциал самостоятельности, "самостоянья человека" в образовательном процессе.
1. Педагогическое событие как системообразующий элемент последипломного педагогического образования. Педагогическая деятельность в реальности часто бывает рутинной, и педагога порой сложно включить в пространство педагогического анализа, творческого представления своего профессионального опыта. Творчество не рождается с применением административного ресурса. Даже слова убеждения могут наталкиваться на риторический вопрос: "Зачем?". И тогда возникла такая форма "повышения квалификации" как педагогическая экспедиция. С группой учителей мы организовали исследовательский проект по изучению образовательных систем трёх замечательных, каждой по-своему, гимназий в Ростове Великом. Учителя попали в ситуацию непроизвольного сравнения: своего опыта - с аналогичным опытом других коллег. И зацепило! Три года до этого мы не могли провести гимназическую педагогическую конференцию, наталкиваясь на элементарное равнодушие ("зачем?"). И только после поездки, организованной как событие, произошёл перелом в отношении учителей к анализу собственного опыта. Почему? Появился творческий мотив.
2. Стимулирование и поддержание творческой мотивации учителей - главная и первоначальная, и последующая задача при выполнении педагогического проекта. Без этого рассчитывать на результат наивно. Чтобы показать учителям, "что такое хорошо", мы стали культивировать практику, как мы называем, модельных, т.е. с нашей точки зрения, идеальных, педагогических проектов. Так, например, в 2010 г. был задуман и выполнен проект, посвящённый 825-летию "Слова о полку Игоревом". Форма проекта: урок-исследование. Представлен проект в виде открытого урока в жанре театрализации. Значение самого литературного памятника в истории русской культуры, а также привязка к "круглой" дате обеспечивали ему общественное внимание. Достаточно сказать, что проект представлялся в Совете Федерации, одобрительный отзыв написан его Председателем. Благодаря тому, что к проекту присоединились минские учителя под эгидой Минского городского института развития образования, подготовившие свою версию открытого урока по теме, он стал международным, открытые уроки посмотрели педагоги и Москвы, и Минска. Его участники с обеих сторон стали "героями дня". Уверен, что другие учителя задумались о том, чтобы самим сделать что-то аналогичное и яркое, получить общественную оценку и признание. Это абсолютно естественное человеческое желание. Мы стали искать дополнительные возможности для того, чтобы учитель мог заявить себя в качестве автора.
3. Обычно понятие авторства ассоциируется с научной публикацией. Честно говоря, в нашем опыте реализовать авторскую работу учителя таким путём всегда было непростой задачей. Поэтому участие учителей в традиционных университетских научно-практических конференциях, с их докладами и сообщениями, всегда требовало от них трудоёмкого освоения норм высшей школы и академической науки. Однако, учителю не обязательно быть профессиональным исследователем, а научный анализ возможен и в школе. Мы изменили формат научного общения, приблизив его к привычным для учителя видам деятельности: открытому уроку, мастер-классу, тематическому представлению опыта. И число желающих активно участвовать возросло. Нам надо было подумать о том, чтобы привлечь к демонстрационным занятиям общественное внимание, придать им общественный статус. Возникла идея проведения их "на выезде". Первые такие уроки мы провели в Речицкой школе, в регионе традиционного художественного промысла Гжель, в Подмосковье. Московские учителя давали уроки в сельской школе, позже сельские учителя приезжали с уроками в московские школы. Возникала ситуация продуктивного волнения, вызывавшая чувство большого душевного подъёма от положительного внимания к своим педагогическим находкам. Этот проект получил название "Уроки Коменского" в рамках международного проекта Comenius, посвящённого 420-летию и 425-летию со дня рождения Я.А. Коменского. "Учительский" формат очень адекватно вписался в "университетский" формат, когда мы предложили коллегам из Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева принять наших учителей на Осовских педагогических чтениях не как докладчиков, а как авторов уроков в гимназиях Саранска. В наших научно-методических сборниках учителя публикуют не только аналитические статьи, но и конспекты уроков, внеклассных мероприятий, методические рекомендации, памятки, инструкции, лучшие проекты школьников и другие виды педагогической "продукции".
4. Учитель как VIP: обеспечение высокого общественного внимания к учителю. Любой учитель, который присоединился к проекту, чувствует к себе особое внимание. Самым большим оно оказывается, когда творческие педагогические команды выезжают в другие регионы и за рубеж. Это воодушевляет авторов! Мы занимаемся поиском таких редких "площадок" плодотворного сотрудничества, где каждая сторона ясно представляет его значимость и перспективность, и в регионах России, и за рубежом. Например, в рамках проекта Comenius апробирована оригинальная форма "повышения квалификации", которую мы назвали "Педагогический день в Карловом университете": группа московских педагогов выезжала в Прагу, знакомилась с университетом и университетской общеобразовательной школой, устанавливала личные контакты с профессорами и студентами университета, учителями школы.
5. Обеспечение научно-методических публикаций - обязательное условие для всех педагогических проектов. Подготовка публикации не только помогает самому учителю провести глубокий анализ своего профессионального опыта, выделить в нём главное, дать ему систематическое описание, но через череду публикаций наблюдать рост своей аналитической, исследовательской квалификации, фиксировать его, а также знакомить с педагогическими находками коллег, получать обратный отклик. За 15 лет публикаторской деятельности ни одного человека, проявившего интерес к публикации своих материалов, мы не оставили без внимания. Подчеркну: ни одного. Почти все стали авторами статей впервые. Большинство сборников опубликовано за счёт независимых источников.
6. Использование связи с аттестацией по принципу "портфолио". Новая система аттестация педагогических кадров предполагает набор баллов за профессиональные творческие достижения: победу в профессиональных конкурсах, участие в конференциях, научные и методические публикации и т.п. Названные выше направления взаимодействия с учителем помогают ему набирать необходимые баллы за счёт участия в педагогических проектах, создавая публикации, набирая сертификаты и т.п. Перспектива заключается, на наш взгляд, в насыщении и обогащении разнообразием образовательной среды города, где любой творческий педагог нашёл бы возможность заявить о себе, достойно самореализоваться.
Завершая разговор, хочу подчеркнуть принципиальную важность нового подхода к учителю - не как к узкому специалисту с функцией предметника, а как к человеку, "содержащего" в себе специалиста в качестве элемента. Профессия учителя относится к системе "человек - человек", поэтому и проблемы учителя необходимо искать прежде всего в сфере его человеческих отношений. Тогда и чисто методические вопросы будут решаться с большим участием и мотивацией со стороны учителя. Получив опыт нового отношения к себе в разнообразных ситуациях человеческого и профессионального общения, учитель сможет переносить его в школу, включая школьников в аналогичные ситуации и процессы. Ключ к развитию, по моему убеждению, находится здесь - в увеличении общего педагогического потенциала, "удельного веса" творческой мотивации. "Педагогика окружающей человеческой среды, общественных контактов, педагогика жизненных ситуаций сплошь да рядом вступает в соревнование с педагогикой школьной и семейной, смело опрокидывая их устои, перечёркивая достигнутое, отрицая доказанное, внося смятение в неокрепшую душу подростка",- писал в "Драматической педагогике" (1983 г.) Альберт Лиханов [2, С. 263]. Сам став автором за счёт анализа и осмысления глубоко личностных, с одной стороны, и широких общественных, с другой стороны, процессов (на самом деле тесно взаимообусловленных), учитель может привить авторское отношение к жизни у школьников. В этом, мне кажется, основа пушкинского "самостоянья человека, залог величия его".
Литература
1. Ильин Е.Н. Искусство общения// Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987. - С. 205-270.
2. Лиханов А.А. Драматическая педагогика// Собр. соч.: В 4 тт. - Т. 4. - М.: Молодая гвардия, 1987. - С. 163-526.