День 17 ноября 2016 г. выдался пасмурным и ветреным. Ничего необычного в такой московской погоде не было: поздняя осень уступает свои права зиме, и два времени года не потрудились договориться между собой, кто и в какой день хозяйничает. Но именно на этот день Елена Николаевна Семыкина, научный сотрудник Российской академии образования и преподаватель Свято-Димитриевской школы, предложила коллегам и учащимся из Речицкой школы, что в Гжели (Подмосковье), прогулку по Замоскворечью и вокруг Кремля – по Москве Ивана Шмелёва (1873-1950 гг.), знаменитого русского писателя и москвича.
Я считаю, что москвич – это тот человек, который любит Москву и стремится узнать её и который не нуждается в навигаторе, чтобы пройти от Красной площади до Лубянки. Писатель Иван Шмелёв в книгах «Богомолье» и «Лето Господне» вспоминал своё московское детство: людей, поездки, разговоры и встречи. А мы узнаём обычаи и нравы наших далёких земляков – жителей Московской губернии, москвичей. Перед глазами встают знакомые места, дороги, дома, мелькают привычные названия. Но что-то уже исчезло из московского быта, питая острое чувство ностальгии по ушедшему времени – времени, которое прошло, но в нас осталось. К нему мы постоянно возвращаемся, потому что без него, без памяти о нём мы будем просто «зарегистрированными по месту проживания» гражданами. Мы можем занимать даже самые высокие посты во власти или иметь самую дорогую недвижимость, но при этом москвичами вовсе не быть. Давайте москвичами – становиться.
В этом и состоит, на мой взгляд, смысл проекта «Москва Шмелёва». Помощники Елены Николаевны Наташа и Анна, учащиеся Свято-Димитриевской школы, стали нашими экскурсоводами в автобусно-пешеходном путешествии по центру старой Москвы, где писатель родился на Большой Калужской улице и где нашёл вечный покой на Донском кладбище.
Автобус ждал около школы. От станции метро «Октябрьская» нужно было пройти пешком по Ленинскому проспекту (так сейчас называется Большая Калужская улица) минут 10-15. Выйдя из метро, я столкнулся нос к носу с городовым.
Городовой
Он важно прохаживался по тротуару, поглядывая на публику, и только на миг остановился, разглядев в моих глазах лёгкую растерянность. Дай, думаю, разыграю «дореволюционного» служителя порядка, который не должен знать имени Ленина. В ответ на мой вопрос «Далеко ли до дома № 8 по Ленинскому проспекту?» он, действительно, сделал удивлённый вид, сказав, что «Ленинский проспект» ему неизвестен. Когда же я уточнил, что речь идёт о 1-й Градской больнице на Большой Калужской, он сразу же направил меня по нужному адресу. Я усмехнулся – разыграть не удалось: актёр принял мои правила игры.
В историческом корпусе 1-ой Градской больницы расположились классы Свято-Димитриевской школы, а напротив, через дорогу, находился родной дом Шмелёва.
Елена Николаевна представила наш маршрут: Большая Калужская улица – Воробьёвы горы — Якиманка – Большая Полянка – Большой Каменный мост – Охотный ряд – Лубянка – Большая Ордынка – Донской монастырь.
Рассмотреть улицы нашего маршрута по старой Москве рубежа XIX-XX веков можно на отличном ресурсе (где размещено множество карт Москвы и других регионов и городов России): http://www.retromap.ru/m.php#l=0818901&z=16
Москва в конце XIX века
Мы тронулись в сторону Центра города, по Якиманке. Вокруг шныряют автомобили, а наши экскурсоводы читают Шмелёва: «Едем по пустынной Якиманке, мимо розовой церкви Ивана Воина…». Да, стоит этот замечательный храм. «… Мимо виднеющейся в переулке белой – Спаса-в-Наливках, мимо желтеющего в низочке Марона, мимо краснеющего далеко, за Полянским рынком, Григория Неокесарийского…». И рынок, и храм Григория Неокесарийского на месте.
«… И везде крестимся. Улица очень длинная, скучная, без лавок, жаркая. Дремлют дворники у ворот, раскинув ноги…». Да, вот они – дворники…
Стоп! Откуда они здесь? Не должно быть сейчас таких дворников в Москве! Да и рынка такого, сколько хожу здесь, не помню. Может быть, кино историческое снимают?
Въехали на Большой Каменный мост, медленно едем в небольшой «пробке», что, однако, позволяет любоваться на Москва-реку: на Храм Христа Спасителя слева, и Кремль справа.
Но почему двуглавые орлы вместо звёзд на кремлёвских башнях? А на реке — купальни и какие-то баржи? Не может же так кино сниматься!? Где артисты, операторы, главный режиссёр, наконец?
По всему пути следования автобуса – Охотный ряд, Лубянка, Большая Ордынка – ходят по московским улицам занятые своими делами люди позапрошлого века. Я спрашиваю Наталию Васильевну Гребенникову, директора Речицкой школы, что она думает об этих полицейских, пожарных, торговцах, водовозах? Это её не удивляет? Удивляет, но объяснить она не может. Спрашиваю у ребят. Та же история, им не понятно соединение разных времён в одном пространстве.
Наконец, подъехали к научно-педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского. Вышли из автобуса, чтобы дойти до неё пешком. В этом здании до революции находилась гимназия, в которой учился И.С. Шмелёв. Рядом – Третьяковская галерея.
Подошли к бюсту И.С. Шмелёва в небольшом сквере напротив, у Дома писателей. Скверик назван не так давно в честь писателя.
Бюст И.С. Шмелёва
Мимо прошли гимназисты. Рядом фотографируются кадеты.
Я подошёл к ним, спрашиваю: «Вы артисты? В кино снимаетесь?». Отвечают: «Нет. Находимся на прогулке после занятий». Продолжаю:
— Как вы смотрите на то, что здесь находятся ваши сверстники, одетые так, как будут одеваться через сто с лишним лет, что здесь ездят автомобили, которых не должно быть в конце XIX века?.
Улыбаются. Отвечают, что рады за нас, что они тоже хотели бы жить лет через 100-200 и пользоваться чудом техники.
Ничего не понимаю. Хорошо. Если сейчас начало XXI века, значит, в особняке должна быть библиотека, в которой я и сам неоднократно занимался и брал книги. Захожу. Прохожу в коридор и открываю первую же дверь.
— Простите, Вы кого-то ищете, сударь? — задал мне вопрос господин, совершенно не похожий на библиотечного служащего.
— Извините, а здесь что?, — чувствуя неловкость и растерянность, отвечаю я вопросом на вопрос.
— Я преподаватель химии. Вы вошли в мой класс. Но Вы, как я понимаю, не гимназист? Может быть, новый учитель?.
— Ещё раз извините за беспокойство! Я не гимназист и даже не инспектор народных училищ. Позвольте не мешать Вам и откланяться, — с таким словами я закрыл дверь. Смотрю, вниз по лестнице направляется к гардеробу… девушка с блокнотом. Студентка? Аспирантка? Так что здесь: гимназия или библиотека?
Дорога до Марфо-Мариинской обители не принесла никаких открытий: явления прошлого и настоящего плотно переплелись друг с другом, и, кажется, это никому не доставляло неудобств, кроме меня.
Наконец, мы приехали в конечный пункт нашего маршрута – Донской монастырь.
К могиле И.С. Шмелёва
Мы стояли у могилы великого писателя. А я напряжённо размышлял над произошедшим и думал о том, что это: мистификация или высокое волшебство? Но, кажется, чудеса прекратились теперь. Мы шли к автобусу, который в опускающуюся на город ночь довезёт нас до ближайшей станции метро. В автобусе мы уже начали благодарить организаторов и прощаться. Елена Николаевна с Наташей и Анной извинились, что не могут нас проводить до метро, поскольку надо ещё вернуться в школу, на дорогах «пробки», а по выделенным полосам могут проехать только извозчики.
Интересно, как это им не холодно на пролётке ехать?
Похожие статьи:
Новости → Участие в Осовских чтениях в Саранске
Проехаться по России. Образовательные путешествия → Гжельская экологическая тропа
От винта!. Педагогические экспедиции → Славянский круг. Музеи Беларуси
Новости → Участие в "Академии урока" в Минске
Новости → Учителя Москвы на "Академии урока" в Минске