Разделы статей
"60 минут"
"авангард"
"алые паруса"
"арсенал"
"бавария"
"барселона"
"битлз"
"божественная комедия". возрождение
"вежливые люди"
"весталка"
"вечер с в. соловьёвым"
"ворлдскиллс"
"воскресный вечер" соловьёва
"восточное партнёрство"
"гулшан"
"два капитана"
"демократы"
"забвение!
"застава ильича"
"золотая роза"
|
||
Как красавица Европа соскучилась по русскому солдату
20 декабря 2012 - Сергей Пимчев
Сергей Петрович Пимчев кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, профессор Московского института открытого образования Как красавица Европа соскучилась по русскому солдату, или О чём вещал чёрный ворон в Студзёнке? К 200-летию Отечественной войны 1812 года — Пароль: «Солнце Аустерлица!» — Отзыв: «Дно Березины!» Недаром, говоря о военном деле, употребляют выражения: военное ремесло, военная наука, военное искусство. Понятия, которые так резко различаются в других сферах жизни, сливаются в одно – дело войны. Александр Николаевич Попов. Отечественная война 1812 года (1905 г.) К Студзёнке с трассы Михаил, местный житель В том месте, где отступавшая «Великая армия» Наполеона в самом конце ноября – начале декабря 1812 г. форсировала реку Березину – от белорусской деревни Студзёнки на левом берегу (именно это название географически точное, хотя на плане А.И. Михайловского-Данилевского – Студянка), – и сейчас нет моста. Не повезло: с правого берега не попасть никак. Ближайший мост – у деревни Весело´во, через 8 км. вверх по течению. Пока шёл по дороге почти до моста и голосовал, не остановилась ни одна машина. К автобусной остановке направлялись две женщины, значит, должен быть автобус. Через полчаса он подошёл. Водитель и я с радостным удивлением приветствовали друг друга. На этот автобус в Борисове утром я взял билет, и водитель пояснял мне (оказалось ошибочно), что на левом берегу смотреть нечего и все памятники – на правом… Теперь я ехал с правого берега на левый, и местный житель друг водителя Михаил, узнав о цели моего визита, с воодушевлением пересказывал свою историю финальной трагедии «Великой армии». В частности, некоторое время назад на поле сражения найдены останки французских солдат, перезахороненные в братской могиле на сельском кладбище на краю Студзёнки. Братская могила советских солдат От остановки до деревни метров 500. Асфальт незаметно перешёл в деревенский большак, полого спускавшийся прямо к низкому берегу Березины. Этой земле отдали последнее тепло своих тел французские солдаты 200 лет назад. Повернув влево по течению реки, идя вдоль деревни, дошёл до последнего дома. К нему вплотную примыкал старый погост. План битвы на р. Березине 29 ноября – 2 декабря 1812 г. Перезахоронение французских солдат У кладбища монумент – фигура советского солдата – в память воинов, погибших в годы Великой Отечественной, каменные плиты – с тесным списком погибших. Таких памятников много в наших сёлах… По тропинке я попал на другой конец кладбища, где обнаружил аккуратную и ухоженную французскую братскую могилу для нескольких сотен людей. И вдруг с большой сосны сорвался крупный чёрный ворон, стал назойливо и надрывно кричать, кружа надо мной. Я замешкался – вызывающим и настырным выглядело его поведение. Появился второй ворон, молча сев в опасной близости на большом каменном кресте, сверля взглядом. Что-то внутри меня ёкнуло и заставило покинуть чужое владение. О чём вещал чёрный ворон? Как верный страж, отгонял пришельца, незваного, спугнувшего тишину и покой? Или хотел что-то прокричать, достучаться до сознания редкого посетителя? Может быть, о том, каким высшим чудом смогла славянская земля примирить алчного интервента и своего защитника? «Расскажи… расскажи…». Будто Березина не открыла главной тайны и поныне? Сыны солнечной Франции представить не могли, что навечно опустят веки в «северных дебрях», как называли Россию советники Наполеона [11, С. 133]. Не предполагал такого финала и сам император. Бросив остатки армии, в 20-х числах декабря 1812 г. Наполеон произнёс, проезжая Варшаву: «…Обстоятельства увлекли меня. Может быть, я сделал ошибку, что дошёл до Москвы, может быть, я плохо сделал, что слишком долго там оставался, но от великого до смешного – только один шаг, и пусть судит потомство» [1, С. 584]. …Потомство хорошо помнило, как над Бонапартом всходило солнце. «Солнце Аустерлица!» – так называл победу в «битве трёх императоров» 2 декабря 1805 г. сам Бонапарт, считая её лучшей из своих побед. Аустерлиц открыл ему прямой путь к бесспорному европейскому господству. Два императора – австрийский Франц и русский Александр – бежали с поля битвы задолго до её окончания, Кутузов ранен и едва не попал в плен. Его вины как главнокомандующего не было: кабинетный военный план австрийского генерала, принятого к исполнению, и самонадеянность, неспособность к военному делу Александра стали основными причинами: — Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович? – с раздражением поторапливал император Кутузова начинать сражение. – Ведь мы не на Царицыном Лугу, где не начинают парада, пока не придут все полки. — Потому и не начинаю, государь… – в лице Кутузова что-то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на Царицыном Лугу, – выговорил он ясно и отчётливо [15. – Т. IV. – С. 349]. В начале «дела», так тогда называли сражения, он, опытный солдат, считал сражение проигранным. Наполеон растерзал союзников как в учебном классе. Студзёнка сегодня На южном участке, в заключительной фазе битвы, несколько тысяч русских солдат совершали отход по мосту через Жадчанское озеро. Мост не выдержал и проломился. Люди в панике бежали по неверному льду озёр фазаньего заповедника [1.1]. По приказу Наполеона французская артиллерия била ядрами в лёд. «Те, которые ускользнули от вашего меча, потоплены в озёрах…», – отмечалось потом в приказе Наполеона по армии [12, С. 149]. Хотя официальная историография не считает войну 1812 г. мировой, по сути, она таковой являлась. Дело не только в её геополитических и военных масштабах, но в самом характере социально-экономического, политического развития мира, международных отношений в тот исторический период. С точки зрения глубинного анализа, наполеоновские войны конца XVIII – начала XIX вв. действительно выступили крайним средством продолжения мировой политики. Речь шла о будущем устройстве Европы. Для России война стала Отечественной. Есть в российской истории темы – вечные. В центре педагогического внимания они должны быть постоянно. Отечественная война 1812 года, несомненно, является такой вечной темой. Школа, университет не могут ограничиваться только обязательной образовательной программой. В числе других постоянных форм работы может быть выполнение исследовательских проектов. Однако обычно внимание к теме усиливается в юбилейный год. Кроме того, в большинстве случаев исследовательский проект также выполняется в течение учебного года. Для такой бездонной темы, как 1812 год, этого, очевидно, недостаточно. Чтобы избежать таких ограничений, мы решили готовиться к 200-летнему юбилею заранее. Наш замысел нашёл отражение в проекте «Благословение Двенадцатым годом» [2]. Первоначальную базу проекта составили наши коллеги по организации Забелинских чтений из Московского института открытого образования (Центр педагогических конкурсов и управления проектами), Управления образования и Окружного методического центра Западного административного округа г. Москвы, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного института международных отношений (Университета), Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Российского университета дружбы народов, Музея Москвы, «Учительской газеты – Москва», Московского городского Дома учителя, известные деятели науки и образования, искусства, писатели. На основе концепции, составленной в форме открытого письма, мы приглашали к участию в проекте всех, кто считал это важным. Расскажу о наиболее примечательных событиях и открытиях проекта «Благословение Двенадцатым годом», отмечая исключительную самостоятельность, инициативу и авторство наших коллег. Один из первых откликов пришёл из Ульяновской области от Софьи Сергеевны Узбековой, заместителя директора Верхнемазинской средней школы им. Д.В. Давыдова Радищевского района. В этом селе Денис Давыдов провёл последние 10 лет своей жизни, он же основал школу для крестьянских детей. В память о своём знаменитом земляке педагоги и школьники создали единственный в стране музей Дениса Васильевича Давыдова, основали ежегодные школьные научные Давыдовские чтения. Некоторые материалы Софья Сергеевна нам прислала для публикации в сборнике Забелинских чтений. В средней школе г. Приморска Ленинградской области Любовь Николаевна Фомичёва, заведующая библиотекой, организовала историко-патриотический клуб «Отечество». В своей родной школе она работает почти 40 лет и считает духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание одним из главных направлений в работе. При общении с ней по телефону сразу стало ясно, насколько это энергичный, целеустремлённый человек. Члены клуба много путешествуют по историческим местам России, пишут и защищают исследовательские работы. Юбилей Отечественной войны 1812 г. стал для них основной темой. Любовь Николаевна прислала нам для публикации целую подборку проектов членов клуба. Творческая группа интерната № 44 VI вида Следующий интересный педагогический адрес – Центр детского и юношеского творчества «Киевский» (Западный округ г. Москвы). Его директор Алексей Борисович Романов – инициатор ежегодного окружного конкурса военно-исторической миниатюры «Защитникам Родины посвящается». На конкурс представляются миниатюрные диорамы, моделирующие исторические события, а также исторические куклы. Последние годы конкурс посвящён событиям 1812 г. Органичности данному проекту, естественности для данного образовательного учреждения добавляет то, что Центр располагается на Кутузовском проспекте (старой Можайской дороге) в непосредственном соседстве с культовыми местами: Поклонной горой, Триумфальной аркой, панорамой «Бородинская битва», местом возможного второго генерального сражения с французами под Москвой после Бородина (в районе Парка Победы). Являясь, по приглашению Алексея Борисовича, членом жюри, с огромным интересом, получая эстетическое наслаждение, рассматриваю, изучаю куклы и миниатюры. Вот бы всё это в отдельный музей! Какие шикарные педагогические экскурсии можно делать! Очень трогательно участие детей-инвалидов. Как они тянутся, как не хотят быть «особенными»! Титаническая работа педагогов как научных руководителей: Татьяны Владимировны Сычёвой и Любови Борисовны Ратниковой! Просто душа разорвалась, когда дети из интерната № 44 VI вида читали стихи о Двенадцатом годе в постановке «Дамы в период 1812 года»: Сегодня бал, в огнях весь дом, Подъехали кареты. Шампанское укрыто льдом. И слуги приодеты. Вплывают дамы, всех слепят Бриллианты и сапфиры. Надеты модные шарфы На оголенных спинах. Везде банты и кружева, Мелькают эполеты. И знатоки парижских мод В новинки разодеты. Дамы Двенадцатого года Вот их авторские, собственного сочинения, стихи: Автор: Сергеев Александр Гусарская удаль, Гусарская сила! Об этом мы помним. Ведь сердцу то мило. Гусарская доблесть, Гусарская честь! И в нынешнем времени Место ей есть. Быть может и трудно, Но будем учиться, Как воином стать И к победе стремиться. Сквозь множество лет Долетает до нас От предков суровый, Но добрый наказ Отечество наше Беречь и любить, Сердечную верность Ему сохранить. Автор: Гусева Юлия Гусары идут, как на подбор, шагая смело, Гусары, что красивы и умны. Они все с честью вынести сумеют, Атаки им любые не страшны. Черта гусаров главная – отвага, Во всём им слышится победа, марш всегда. На всё гусар пойдёт, если так надо, Чтоб Родину не сдать свою врагам. В руках гусары сабли всё сжимают, Всегда готовы оседлать коней, С отвагою удары принимают Они в защиту Родины своей. Гусары статны, хороши собою, Но главное, что помнить мы должны: За Родину всегда стоят горою Гусары, что красивы и умны! Алексей и Андрей Романовы на Бородинском поле. Велопоход к 200-летию Это настоящий фестиваль. Таким он, на мой взгляд, и должен быть: среди его участников – победители все. Сам Алексей Борисович с братом Андреем Борисовичем, учителем русского языка и литературы, заслуженным учителем России, организовали велопробег до Бородинского поля. В активной деятельностной форме погружает студентов в эпоху Кафедра отечественной и всеобщей истории МГИМО (У). Непосредственный инициатор, научный руководитель акций – доцент кафедры, кандидат исторических наук Татьяна Васильевна Черникова. Родилась традиция ежегодного выезда в конце мая с палатками на Бородинское поле. Проведено несколько научных студенческих конференций в форме ролевых игр, деловые исторические игры-реконструкции. Блестящая педагогическая работа! Бурлящая активность самих ребят! Однажды на Бородинском поле мы проснулись рано утром под звуки музыки. «Откуда здесь музыка?», – спросонья подумалось. На личной машине из Москвы приехал проректор по социальной и воспитательной работе Игорь Александрович Логинов, привёз целую гору продуктов, лично сварил на костре в котле на всю нашу команду завтрак, напоил, накормил. Что сказать, настоящий слуга царю, отец солдатам! Т.В. Черникова на деловой игре в ректорской аудитории МГИМО (Университета) Серия конференций и «круглых столов» под общей темой «Человек и война» организована на базе РУДН доктором исторических наук, профессором Владимиром Владимировичем Блохиным. Особенностью их содержания стала актуализация темы за счёт прямой связи с современными острыми проблемами развития страны, а также их рассмотрение в широком историческом контексте, на основе связи времён: от «Слова о полку Игореве» до современных кавказских войн. Пhофессор В.В. Блохин Специальную конференцию провели наши коллеги из ГосИРЯ им. А.С. Пушкина (ректор профессор Юрий Евгеньевич Прохоров, декан филологического факультета профессор Любовь Викторовна Фарисенкова). Основная организационная и творческая работа со студентами и преподавателями легла на плечи Кафедры общественных дисциплин (зав. кафедрой кандидат исторических наук, профессор Юрий Андреевич Вьюнов). Конференция выдержана в классических университетских традициях. Наиболее оригинальным, на мой взгляд, стало сообщение студентки ГосИРЯ Елены Жаровой об отражении темы в кинематографе: она показала нам самый первый фильм о 1812 г., снятый в 1912 г. на предприятиях Пате и Ханжонкова, объединивших усилия. Эмилия Вуйчич Полагаю очень важным то обстоятельство, что названные университеты – лидеры международного образования, в них учатся иностранцы, которые также стали исследователями Отечественной войны 1812 г. Например, Эмилия Вуйчич из Сербии (ГосИРЯ) сделала доклад о герое войны Михаиле Милорадовиче, своём земляке: «Его портрет висит в центральном, парадном коридоре в Смольном и в Эрмитаже. Великая честь увидеть портрет своего соотечественника на таком значительном месте» [4, С. 115]. Кстати, Эмилия настолько свободно владеет русским языком и чисто говорит, что трудно поверить, что он для неё иностранный. Честно говоря, у меня порой возникает желание благодарить людей только за то, что они говорят на русском языке… Все представленные материалы мы опубликовали в сборнике Забелинских чтений [4]. Издательские расходы взяло на себя Западное окружное управление образования г. Москвы в лице его руководителя на тот момент Валентины Александровны Бадил. Недавно позвонила из Приозёрска Л.Н. Фомичёва и радостно рассказала, как один из авторов, став студентом, на первой сессии показал преподавателю свою опубликованную работу. Преподаватель поставил ему зачёт «автоматом». Заслуженный подарок начинающему студенту и сколько радости его научному руководителю! Материалы авторов по войне 1812 г. мы продолжаем собирать для следующего сборника. В мае 2012 г. нашими коллегами из Минска – Минским городским институтом развития образования (ректор кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Ивановна Мороз) при поддержке Комитета образования Мингорисполкома (председатель Владимир Константинович Щербо)– организован международный «круглый стол» по теме «1812 год. Люди и события великой эпохи». Непосредственными организаторами выступили Центр поддержки и развития инновационной образовательной практики (начальник Людмила Георгиевна Венцерева), Клуб учителей «Большая перемена» (председатель Татьяна Ивановна Павлючук), школа № 26 г. Минска (директор Олег Иванович Жук). С результатами своих исследований, а также мнениями по отдельным вопросам изучения Отечественной войны 1812 г. выступили преподаватели и научные сотрудники кафедры истории России исторического факультета Белорусского государственного университета, Национального исторического музея Республики Беларусь, студенты, учителя, школьники. Юлия Олеговна Якубович Повестка дня начиналась с открытых мероприятий: мастер-класса и открытых уроков. Я выбрал урок Юлии Олеговны Якубович, учителя истории гимназии № 192 г. Минска, по теме «Использование документальных свидетельств участников войны 1812 г. о переходе войск через Березину». Ведь именно на Березину я планировал ехать на следующий день, чтобы получить непосредственные впечатления, включить в работу собственное воображение, дополняя, или, точнее, наслаивая впечатления на те, которые прозвучат на уроке от имени очевидцев. Выбор темы автором мне понятен и близок: история – наука о людях и для людей. Тем более, в отношении эпохи Двенадцатого года это оказывается возможным: мемуарный жанр зарождается в России в конце XVIII в., и участники, современники Отечественной войны 1812 г. составили огромный пласт мемуаристики, наполнив календарную поступь истории голосами, мыслями, чувствами… [14]. Несколько наиболее ярких наблюдений. Во-первых, содержание урока нацелено на источниковедческий анализ. Лично я бы отнёс такие уроки к «топовым». Именно на таких исторических дисциплинах как источниковедение и историография проходит проверку на профессиональную квалификацию как историк-исследователь, так историк-преподаватель. Без источниковедения и историографии история – беллетристика, с ними – наука. Способность и опыт анализа как важнейший универсальный и бесценный результат развития личности, незаменимый в жизни, формулируются здесь как непосредственные, прямые педагогические задачи. Учитель начал теоретическую часть урока с понимания исторического источника и вернулся с ребятами к этому вопросу в конце урока после практического опыта самостоятельного анализа гимназистами предложенных источников. Таким образом, урок имел ясную, исполнимую, стройную и эффективную структуру. Это во-вторых. В-третьих, мне представляются важными те жизненные, мировоззренческие наблюдения и выводы, к которым подводил педагог, а именно то, что даже на войне, в предельных психологических условиях человек остаётся человеком и обнажаются как его лучшие, так и худшие черты независимо от того, в какой армии он находится – отступающей или наступающей. С этой точки зрения достоин уважения подвиг французских понтонёров, наводивших мосты на хрупком березинском льду, проваливаясь в ледяную жгучую воду. Во второй части конференции один из докладчиков делал об этом специальный доклад и даже предложил заложить на берегу Березины памятник понтонёрам. Выставка рисунков в рекреации В серии докладов второй части затрагивались различные исторические и педагогические аспекты Отечественной войны 1812 г. Что мне показалось наиболее важным? В докладе «Беларусь хранит память о войне 1812 года» студентки Белорусского государственного университета Татьяны Владимировны Пашкевич показана карта Беларуси с отмеченными памятниками и памятными знаками о событии – ими испещрена практически вся карта. Беларусская земля первой встречала и последней провожала интервентов, понеся огромный урон. Аудитория обратила внимание на то, как «незаметно» стало исчезать слово «Отечественная» применительно к войне 1812 г. С точки зрения историографии это не новость: определение войны 1812 г. как Отечественной то исчезало, то появлялось в зависимости от идеологической установки той или иной доминировавшей исторической школы. Впервые официально «Отечественной» она стала называться после труда генерал-лейтенанта А.И. Михайловского-Данилевского, в годы войны адъютанта М.И. Кутузова, «Описание Отечественной войны 1812 года» [8], написанного им по специальному поручению Николая I и изданному в конце 30-х гг. XIX в., т.е. спустя четверть века после событий. Между тем, «Отечественной», «священной» называли войну сами участники уже в ходе самой войны, например, Ф.Н. Глинка [3]. Её благородную и справедливую миссию со стороны России как главный фактор победы им приходилось отстаивать с самого начала против французской версии «генерала мороза» в качестве основной причины поражения. Не могу не вспомнить строки из письма М.И. Кутузова помещице Нарышкиной, владелице села Тарутина, о тарутинских укреплениях русской армии: «Пускай время, а не рука человеческая их уничтожит; пускай земледелец, обрабатывая вокруг их мирное своё поле, не трогает их своим плугом; пускай и в позднее время будут они священными памятниками их мужества; пускай наши потомки, смотря на них, будут воспламеняться огнём соревнования и с восхищением говорить: вот то место, на котором гордость хищников пала пред неустрашимостью сынов отечества…» [1, С. 442]. Мне кажется, высказанная мысль имеет прямое отношение и к понятиям. Тем более, когда понятия подкреплены материальными свидетельствами. Учитель истории школа № 97 г. Минска Наталья Анатольевна Богданович поделилась опытом участия школьников в международной школьной исторической интернет-конференции «Отечественная война 1812 года». Главный педагогический результат, на мой взгляд, состоит в том, что российские и белорусские ребята оказались вовлечёнными в общее и значимое для них дело, творческое общение. Их личный опыт – самый важный вклад в общее будущее наших народов. Уникальное историческое явление, отражающее твёрдый характер и свободный дух народа, – партизанское движение. Преемственным чертам его организации в двух Отечественных войнах посвящался доклад учащейся гимназии № 50 г. Минска Анастасии Коваль. На концерте Слушая докладчиков, я ощущал полное историческое, педагогическое и человеческое единство со всеми, кто принял участие в «круглом столе». Завершилась акция ярким праздничным концертом детских и юношеских музыкальных коллективов. Для Беларуси это, кстати, традиция. То, как красиво и душевно ребята танцуют, поют, показывает, что белорусский народ – удивительно музыкально одарённый. Номера концертной программы возвращали нас к образам людей и событий великой эпохи. Памятник погибшим русским егерям на Брылёвском поле …Бородино, Москва, Березина. Названия этих трёх славянских мест всегда будут напоминать западному высокомерному сознанию о тщетности идеи мирового господства, о тайне… нет, пожалуй, это не тайна, а факт – о силе славянского духа. О широте славянской души, бесконечной доброте. Это тоже факт – и, пожалуй, вековая тайна. Правый берег. Небо над местом переправы Шёпот русских берёз над прахом пришельцев Памятник французам от французского правительства на Брылёвском поле Как на поле брани воины падают замертво в объятиях, словно родные братья, так на небольшом сельском кладбище в Студзёнке в одной земле лежат останки смертельных врагов: защитников своего дома и незваных разбойников. Правый берег Березины – обыкновенный покатый холм над рекой, которая запуталась здесь в протоках, непримечательный ландшафт – стал для французов 2 декабря последним желанием. Брылёвское поле, получившее название по соседней деревне Брыли. Но расчёты их гения оказались ценнее солдатской жизни: Наполеон приказал сжечь мосты. Звериный вой тысяч людей, ускользнувших от русского меча, заглянувших под предательский декабрьский лёд, в тёмную бездну воды, перемешался с пушечным гулом и ружейным треском. Кажется, небо до сих пор открыто для них… В Брылях тоже стоит каменный советский солдат, на памятных камнях – бесконечный список фронтовиков-односельчан. Как тесно история наслаивает свои «точки опоры»! Много земли у славян, но не хватает, бывает, места, не могут события, разбросанные по времени, разойтись в пространстве. Какая-то вселенская линза собирает их из отдалённых времён и фокусирует в одном месте. И жжёт. Вот эта просёлочная дорога от реки к Брылям, с русской пылью и конским помётом. Не по ней ли начал бегство, не подозревая, к своему Ватерлоо Бонапарт? Не здесь ли топтались счастливчики, для которых Berezina осталась позади? А маленькие былинки, трепещущие от порывов ветра, на пропитанной кровью и слезами земле, – не души погибших врагов, страждущие прощения, молящие о доме? Некоторое время назад погиб один из последних свидетелей Двенадцатого года – вяз-долгожитель на Поварской улице в Москве, не выдержав аномальной жары 2010 г. Всё более только артефакты (вещи, документы) могут свидетельствовать правду – если её не переиначут, не перетасуют те, кому не выгодны уроки Истории. И только мудрая чёрная птица подскажет, как нельзя безнаказанно прикасаться к прошлому дерзким самонадеянным любопытством. … Говорят, в Беларуси встречаются фамилии с французскими корнями как следствие пребывания интервентов. Из известных, например, П.М. Машеров, Первый секретарь ЦК компартии Белоруссии в 60-70-е годы. Брылi. Наличники с «аистами» 31 марта 1814 г. император Александр I на коне въезжал в Париж. «Всё спешило обнимать мои колена, всё стремилось прикасаться ко мне; народ бросался целовать мои руки, ноги, хватались даже за стремена, оглашали воздух радостными криками, по здравлениями», – рассказывал он позже. Французы вслух мечтали о таком же императоре для себя. Население с восторгом встречало царя и вместе с ним русскую армию. Тысячи людей высыпали на улицы. Крыши домов и балконы колыхались волнами белых платков. Можно с уверенностью предположить, что в память о русских во Франции после Заграничного похода остались не только «бистро». Ах, дамы 1812 года! Прошли за днями дни. Сокрылось много лет, Где вы, бесценные созданья? Иные далеко, иных уж в мире нет – Со мной одни воспоминанья. Брылi. Аист Брылi. У дома Дорога из Борисова через Брылёвское поле Брылi. Памятник фронтовикам (к нам лицом). Дорожный указатель Великой Отечественной 1941 – 1945 гг. налево к Березине – Брылi Брылi. Оберег Библиография 1. Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812 года. – М.: Изд-во соц.-эк. л-ры, 1962. – 611 с. 2. Благословение Двенадцатым годом. – М., 2008. – 9 с. 3. Глинка Ф.Н. Письма к другу. – М.: Современник, 1990. – 559 с. 4. Забелинские чтения 2009-2010. Благословение Двенадцатым годом/ Науч. ред. С.П. Пимчев. – М., 2011. – 301 с. 5. История России XVIII – XIX веков: Учеб пос./ Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 782 с. 6. История России. XIX век: Учебник: В 2 чч./ Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М.: Владос, 2004. 7. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. – М.: Мысль, 1986. – 735 с. 8. Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны в 1812 году. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 576 с. 9. Попов А.Н. Отечественная война 1812 года: В 3 тт. – М.: Минувшее, 2010. 10. Родина. – 1992. – № 6-7. 11. Стендаль. Жизнь Наполеона. Воспоминания о Наполеоне// Собр. соч.: В 15 тт. – Т. 11. – М.: Правда, 1959. – 431 с. 12. Тарле Е.В. Наполеон. – М.: Ритм, 1992. – 416 с. 13. Тарле Е.В. Отечественная война 1812 года: Избр. произ. – М.: Пресса, 1994. – 544 с. 14. Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика. Опыт источниковедческого изучения. – М.: Наука, 1980. – 312 с. 15. Толстой Л.Н. Война и мир// Собр. соч.: В 22 тт. – ТТ. IV-VII. – М.: Художественная литература, 1979-1981. Цифровые ресурсы 1.1. Битва трёх императоров/ Rezie a strih: Jiri Stehno. – Brno: Studio Spilberk Production, 2006 (13 min.). Благодарность от имени Президента Франции Олланда за проект Похожие статьи:
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым! |
||
Последние вопросы FAQ
Рейтинг пользователей
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб. Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта, а также оплаты работы модераторов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||