Абрашкевичус Галина Александровна
кандидат культурологии,
директор Театрального колледжа
(Симферополь, Республика Крым)
Сохранение памяти о подвиге актёров-подпольщиков группы «Сокол»
Чем больше проходи времени, тем пристальнее мы обращаем внимание на ценность подвига, анализируем природу патриотизма и героизма в годы Великой Отечественной вой-ны. Это естественно – люди без памяти разрывают время, ломают его основу, а подвижный, эклектичный и часто противоречивый мир исторических образов структурируется лишь на основе личностных, ценностных ориентаций, исходя из представляемых историческим субъектом потребностей настоящего и особенно будущего. В данной статье исследуется уникальный духовный опыт героизма во время войны людей гуманной профессии – актёров, несущих миру добро и красоту.
Театральная постановка студентов Колледжа
Крым, переживший потрясения сложного, противоречивого, трагического опыта далёкой истории и реалии «крымской весны» 2014 года, также обращается к исторической памяти, к событиям войны как к «стрелкам-указателям верного пути в родную гавань». Попытка разглядеть, что истинно, а что ложно в период оккупации на крымской земле и до сегодняшнего дня несёт за собой определённую взрывоопасность, обиды отдельных народов. Десятилетия постсоветского периода в Крыму изобиловали фальсификациями, искажением очевидного, навязыванием чуждых сознанию крымчан «героических имён», переписыванием неугодных политикам-националистам страниц истории. Насаждались идеи разрушения традиций русского мира, отторжение «святынь» исторического прошлого наряду с культивированием принципов прагматизма, вульгарного индивидуализма, безудержного потребления и бездуховности, выпячивания этнического эгоизма. Долгие годы крымская история была лишь политикой, почвой межнациональных конфликтов, опрокинутых в прошлое.
Консолидацией общих усилий противостояния таким негативным тенденциям в Крыму выступила культурная память как сумма исторической, социальной и общечеловеческой памяти. Она противостояла «фальсификаторам всей отечественной истории, когда героев и предателей меняли местами, исторический опыт народов направлялся не на единение, а на взаимную ненависть сегодня и в будущем» [1].
По убеждению Д.С. Лихачёва, одна из величайших основ, на которых зиждется куль-тура, – это память. Культура представляет собой единство, из которого нельзя удалить ни одной части без ущерба для остальных. «Целое культуры существует не само по себе как не-что от века данное, оно действительно только потому, что некоторое число людей верит примерно в одно и то же и сомневается примерно в одном и том же. О вещах, в которых лю-ди уверены, они не думают, попросту не замечают их. Эта система «верований» составляет подлинную почву культуры, невидимую изнутри» [2, С. 240].
Театральная постановка студентов Колледжа
Историческая память влияет на процессы, происходящие в сфере культуры, а также на поиск потенциала оптимизации такого влияния, обеспечивает трансляцию культурного наследия, его интеграцию в современные социокультурные реалии. Через диалектический синтез традиции и новации, регулирование повседневной практики историческая память позволяют различным народам забывать взаимные обиды и помнить всё позитивное, что было в их общей истории и победах. Йорн Рюзен из Института наук о культуре города Эссена считает, что «историческая память выступает, с одной стороны, как ментальная способность субъектов сохранять воспоминания о пережитом, которые являются необходимой основой для выработки исторического сознания. С другой – как результат определённых смыслообразующих операций по упорядочиванию воспоминаний путём осмысления пережитого опыта» [3, С. 9].
Что Вам известно о партизанской и подпольной борьбе в Крыму? Этот вопрос задали молодые крымчане для обсуждения на форуме (http://krimforum.ru/archive/index.php/t-2501.html). Сегодня ответы на простой вопрос, хрестоматийный по учебникам истории в СССР, вызывают бурную полемику среди потомков–внуков и правнуков реальных участников событий. Почему такая активность у молодых разобраться в далёком прошлом? Думается, реконструирование прошлого с целью объяснить или изменить настоящее, тем самым воздействовать на будущее остаётся востребованным как составная часть алгоритма современного развития полуострова. Позитивный образ прошлого способен оказать стимулирующее воздействие на развитие культуры добрососедства, на содержание жизненных стратегий молодых, стать ведущей движущей силой развития региона в целом. Какие бы опасные масштабы ни приобретали процессы трансформации и размывания традиций, «содержание исторического сознания по-прежнему продолжает сохранять не только свой детерминирующий культуру потенциал, но и свою объединяющую роль с точки зрения повседневной социокультурной практики. Любые попытки освободиться от «оков прошлого» в культурной сфере, равно как и стремление эмансипироваться от исторической памяти, являются трудно реализуемыми, если вообще возможными» [4]. Изложенное выше мнение полностью подтверждается многолетней практикой сохранения и признания не подвергавшегося пересмотру на протяжении более семидесяти лет подвига героев-подпольщиков группы «Сокол». «Республика Крым, г. Симферополь, улица Пушкина, 15». Этот адрес хорошо знаком симферопольцам, гостям и жителям Крыма [5]. На здании старейшего Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького мемориальная доска, она гласит: «Артистам и работникам театра, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов: Барышеву Н.А., Перегонец А.Ф., Добросмыслову Д.К., Яковлевой З.П., Чечеткину П.И., Озерову И.Н., Ефимовой П.Т., Савватееву О.А.». Вахту памяти продолжают нести сегодня сотрудники театра. Несколько десятилетий подряд 10 апреля, в день гибели подпольщиков, у мемориальной доски проходит траурный митинг – символическая перекличка труппы. Собираются не только актёры, но и многочисленные работники служб, жители города. В торжественном молчании звучат имена действующих актеров, убелённых сединой и совсем юных. Есть в современном списке и фамилии подпольщиков: Барышев, Добросмыслов, Ефимова, Озеров, Перегонец, Савватеев, Чечёткин, Яковлева. Актеры отвечают на перекличку, подтверждая незримое присутствие героев словами: «Погиб, в боях за нашу Родину!». Это высшее признание подвига во имя Родины, сохраненное через поколения актеров. Имена героев-подпольщиков увековечили в экспозиции музея театра и на «Занавесе памяти», который в праздничные апрельские дни освобождения Симферополя и до июня напоминает молодому поколению о героях войны. К 70-летию освобождения Симферополя на десятиметровом занавесе каждый из сотрудников театра вписал имена своих родственников «Бессмертного полка». Огромное полотнище заполнено именами воинов и работников тыла.
Театральная постановка студентов Колледжа
История подпольной группы «Сокол» – героическая и трагичная. 21 июня 1941 года артисты отправились на гастроли в Севастополь, а уже 22 июня Крым был объявлен на во-енном положении. Театр возвратился в Симферополь, продолжил работу. Составлялись кон-цертные программы с отрывками из патриотических спектаклей, с героическими стихами и песнями, но положение на фронте с каждым днём становилось всё более тяжёлым, враг стремительно наступал, уже в августе 1941года была проведена первая эвакуация. В театре тоже упаковывались костюмы, ценный реквизит. Однако скоро стало известно, что ни один город за пределами полуострова не может принять коллектив полностью. На эмоциональном митинге актёров было принято решение играть до последнего дня, а потом отступить с частями Красной Армии. Выступая на митинге, актёры говорили, что Крым есть и будет советским, что они не пожалеют сил и жизни для защиты Родины [6]. В мае 1942 года театр возобновил работу под новым названием: «Симферопольский русский театр драмы и комедии». В 1943 году главный художник-оформитель театра Николай Барышев и актриса Александра Перегонец [7] установили связь с разведывательно-диверсионной группой. Известный театровед Н. Эльяш, который в годы Великой Отечественной войны был советским разведчиком, оставленным в Симферополе, спустя сорок лет подчеркивал, что Барышев был хорошо законспирирован. Даже опытный разведчик не заподозрил в нём активного участника подполья. К концу 1943 года группа насчитывала уже 60 человек. «Трудно теперь установить точные задания членов группы Барышева. Известно, что Александру Фёдоровну называли «наш Красный Крест»: она добывала медикаменты для партизан в условиях, когда средства для наркоза, перевязочный материал, хирургический инструментарий состояли на строжайшем учёте у гитлеровцев…» [7].
Интересно отметить, что «Сокол», по мнению Юрия Романько, во многом уникаль-ная подпольная организация, «так как специфические задания поручались не профессио-нальным разведчикам, а в целом малоподготовленным для такой работы людям. Тем не ме-нее, их деятельность была очень удачной. За весь период своего существования подпольщи-ки организовали 45 крупных диверсий. На «Большую землю» ушли сотни разведывательных донесений. Группа поддерживала активную связь с крымскими партизанами, а также с под-польным областным комитетом компартии» [8]. В конце 1943 года Николай Барышев соста-вил план Симферополя и нанёс на него местоположение немецких военных объектов. Через партизан этот план попал к советскому командованию и в апреле 1944 года использовался для освобождения крымской столицы. Подпольный горком передал задание Барышеву: не допустить уничтожения театра, спасти от угона в Германию артистов, охранить костюмер-ную. Группа создала в театре тайник, замуровали комнату, сделав обманную кладку, где спрятали богатую коллекцию из 5000 театральных костюмов, которую немцы планировали вывезти.
За месяц до освобождения полуострова гестапо напало на след группы, в Симферопо-ле начались повальные аресты. 22 апреля 1944 года Чрезвычайная государственная комиссия, образованная для расследования зверств нацистских оккупантов на территории Крыма, обнаружила в урочище Дубки тела замученных и расстрелянных гестапо работников Крымского государственного театра, любимых актёров города. По материалам О. Пашинской и Н. Пупковой, «на раскопках этой братской могилы присутствовали сотни людей. Раскапывали пленные немцы. Слой за слоем. Укладывали на поле. Кого опознавали, увозили хоронить….Их привезли во двор театра, к воротам нельзя было пробиться, улица была запружена людьми. Из театра несли на руках, у гробов стоял почётный караул, город прощался с любимыми артистами» [6].
Театральная постановка студентов Колледжа
В 1973 году состоялась премьера спектакля «Они были актёрами» В. Орлова, Г. Натансона, постановочный коллектив которого в 1974 году был награждён Золотой медалью им. А. Попова, а в 1977 году спектакль был удостоен Государственной премии СССР. Каждый образ соткан из голосов реальных актёров, чьи судьбы сплетены с войной и искусством. Помнить, значит действовать. По сей день, сорок два года, спектакль в репертуаре театра. Меняются исполнители ролей, но неизменны в финальной сцене объединяющие зрителей слезы, сопереживание за гибель актёров и бурные овации, как салют их мужеству.
Библиография
1. Вавилова Н.Е. Уроки разгневанной Клио. – Симферополь,1998. –192 с.
2. Философия культуры. Становление и развитие / Под редакцией М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. – СПб.: Издательство «Лань», –1998. – С. 240.
3. Рюзен Й. Утрачивая последовательность истории (некоторые аспекты исторической науки на перекрёстке модернизма, постмодернизма и дискуссии о памяти)// Диалог со временем.–2001.–Вып. 7.– С. 9.
4. Синицина Н.А. Историческая память как культурообразующий фактор// Вестник Южно-Российского университета. – Ростов-на-Дону. – № 5. – 2008.– С. 76-78.
5. Широков В.А., Широков О.В. Симферополь. Улицы рассказывают. – Симферополь: Таврия, –1983. –208 с.
6. Пашинская О., Пупкова Н.// http://fire-of-war.ru/podpolie/p1116.htm]. Дата обращения 10.04.2015 г.
7. Касьяненко Л. Актриса из подпольной группы "Сокол"// Брега Тавриды. –2014. – № 3-4. – С. 287-293.
8. Романько О.В. Крым под пятой Гитлера. Немецкая оккупационная политика в Крыму 1941 - 1944 гг. – М.: Вече, 2011. – 432 с.
Похожие статьи:
Золотая библиотека → Василий Гроссман. Треблинка
Пикейные жилеты считают → Висла впадает в Балтийское море
Пикейные жилеты считают → Герои наших времён
Cui prodest? Педагогическая политология → Стрела фашизма против России
Cui prodest? Педагогическая политология → Донбасс. День Победы