С работами Анатолия Марковича Цирульникова мне довелось познакомиться на рубеже 80-90-х годов. Тогда впервые по отношению к образованию стали применять понятие "сферы". Как вы помните, обычно говорили: "система образования". Одно другого не отрицает, но мне понятие "сферы образования" показалось очень близким, поскольку оно обращало внимание на связи и отношения школы с ближайшей социальной средой, или местностью. Для "системы образования" как понятия была важна внутренняя структура, так сказать, устройство школы - без привязки к особенностям социальной (географической, природной, этнической и т.д.) среды. Я стал твёрдым сторонником такого подхода и остаюсь таковым поныне, отражая эту идею во всех педагогических проектах, которыми приходится заниматься. Сейчас в образовательной политике господствует бюрократический подход, который подминает под себя социокультурный как трактор-каток цветочек. На мой взгляд, это противоречит законам жизни, следовательно, мы будем наказаны. К сожалению, именно - мы, вместе с инициаторами и проводниками-технократами. Законы жизни не дифференцируют своего действия.
Хотя, может быть, нам удастся образумиться?
Посмотрите лекцию А.М. Цирульникова, в ней очень ясно и конкретно излагается социокультурный подход к развитию образовательной системы школы:
https://www.youtube.com/watch?v=6o5Cmfur1vk