По радио случайно услышал разговор журналистов с экспертом о молодёжи. Эксперт доказывал, что нынешняя молодёжь совсем другая, что она «цифровая», «поколение Z», «поколение ?», причём одновременно. Не понятно: поколение одно и то же, а обозначения разные?
С моей точки зрения, любое поколение нуждается в одном – в уважении и внимании к себе. Именно поэтому я не мог эту книгу только прочитать и сказать автору, что сим трудом он вписал своё имя в золотую библиотеку русской литературы, в тот шкаф, где стоят произведения лучших писателей-историков, среди которых и Алексей Толстой, и Валентин Пикуль. Книга Алексея Тимофеева не должна стоять в шкафу, с ней надо работать. Её можно приобрести в издательстве «Вече». Книга называется «Как русские научились воевать. Откровенные беседы с фронтовиками». О чём она?
Алексей Тимофеев получил профессиональное историческое образование, стал журналистом. Пишет на исторические темы. Автор книг. Много лет редактировал журнал «Слово», который в «тёмные годы», а именно в 90-е, рассказывал неизвестную правду об истории и культуре России, духовном стержне нашей страны. Правду говорить всегда не просто. И в этой книге – настоящая правда. Простая. Ясная. Ставящая на место.
Судьба русского человека на войне, каким он пришёл на войну, каким вернулся в мирную жизнь – главная тема для писателя, которую он выбрал очень рано. Писатель-фронтовик Юрий Бондарев сказал про себя: «Я весь остался там, на войне…». Так могли бы сказать все фронтовики. Исследовать правду этой жизни – значит проявить внимание и уважение не только к фронтовому поколению, но и к молодёжи. Почему? Да потому, что они – такие же, как и вы, только в своё время, а вы – такие же, как они, только тоже в своё время. И «цифровая» характеристика здесь, ну, совсем не причём. Следовательно, для того, чтобы остаться самими собой, надо потрудиться – вникнуть в опыт жизни. Думаю, что Алексей делает именно это и помогает своему читателю именно в этом. Что читать, а что не читать. На что обращать внимание, а что не замечать. К чему относиться с почтением, а к чему с презрением. И всё из первых рук.
Разумеется, пересказывать книгу я не буду. Поделюсь только несколькими соображениями.
1. Деморализация. В годы Перестройки, ставшей для нашей страны национальной катастрофой 1991 года, память о Великой Отечественной войне подвергалась целенаправленному разрушению. Это элементарно доказывается. Возьмите 90% газет того периода. Некоторые главные редакторы и публицисты тех изданий до сих пор на «плаву» (например, газета «Московский комсомолец»), но теперь выступают в роли «ряженых патриотов» и поборников истинной памяти, будто у них и совести нет. По-научному это называется "фальсификацией истории". Что это значило тогда? Есть детская игра с кубиками, когда один кубик ставится на другой. Кто поставит выше. Вы строите, но находится персонаж, который вытаскивает нижний кубик. Всё рушится. Достоверная историческая память о войне – это фундамент исторической памяти народа.
Как говорится, следите за руками. Под видом «исторической критики» материалы систематически появляются («Ельцин-центр», «Эхо Москвы»). Поэтому изучать историю нужно по достоверным источникам и честным авторам. К сожалению, учебники истории далеко не всегда – хорошие помощники.
2. Интерес. Жизнь богаче любого кино. У меня всегда вызывало удивление, и очень часто, к сожалению, возмущение, современное кино о войне. Выдумывают на пустом месте, чего не было, только бы привлечь зрительское внимание и набрать количество просмотров. Такое впечатление, что сценарии для кино пишет «искусственный интеллект» первого поколения. Впрочем, зря на него грешу – тот сделал бы лучше. Посмотрите рассказы фронтовиков из книги А. Тимофеева: множество событий прямо просятся на экран. И это невыдуманное.
3. Труд. Несмотря на то, что книга А. Тимофеева написана интересно, пробираться к исторической правде – это умственный труд. Не чтение детектива, а напряжённое думание. Запоминайте самое важное (факты и мысли). Сравнивайте. Делайте выводы. Автор только помогает этому.
4. Достоверность. Но чтобы думать, нужен материал, добротное «сырьё», прямые впечатления и достоверные сведения. Нельзя думать на пустом месте и на пустую тему. Это не только вредно, но и опасно. Если нет качественного материала для размышления, лучше – спать. В книге собран достоверный материал, плод поисков и размышлений многих лет и встреч.
5. Профессионализм историка. К этой книге автор шёл всю жизнь. Им собран, обдуман, отредактирован колоссальный исторический материал. Автор уже сам стал как фронтовик, война наверняка и ему снится по ночам. Он, как Юрий Бондарев, тоже «остался на войне».
6. Профессионализм писателя. Сами события пережили миллионы людей, но как рассказать так, чтобы их прочувствовали другие люди? Для этого необходимы мастерство и талант писателя. Материал для аудитории нужно уметь «подать»: лаконично и по существу, убедительно, драматургически ярко.
7. Для учителя. В школах учителя и ученики занимаются учебной исследовательской, проектной деятельностью. Испытывают в этом деле серьёзные методологические и методические трудности. В книге Алексея Тимофеева фактически раскрыт его метод: и научный, и художественный. Не описан по пунктам, конечно (это он сделает специально для публичной лекции или конференции), но раскрыт наглядно. Я не буду его характеризовать, но предложу учителям, школьникам, студентам для повышения своего аналитического мастерства сделать параллельно и такую работу: охарактеризуйте (по пунктам) исследовательский метод автора.
В заключение прошу ответить на вопрос: «относите ли вы себя к “цифровому” поколению или какому-то другому? Какому? Ответ обоснуйте».
Похожие статьи:
Парта. Воспитание в обществе и школе → Ich война
Парта. Воспитание в обществе и школе → Остались хамами?
Cui prodest? Педагогическая политология → Русофобия как мировоззрение
Главшкола → В чём сила, брат?
Парта. Воспитание в обществе и школе → Молодому поколению - об идеологической борьбе