Что такое опыт? "Опыт — сын ошибок трудных", — гениально сформулировал Пушкин. Ошибки, их преодоление выливаются в опыт, кристаллизуются в нём. Почему же опыт игнорируется при управлении гуманитарными системами? Например, результаты педагогической деятельности стремятся оценивать исключительно по формальным и "достиженческим" показателям. Точнее, так: на "Входе" задаются формализованные параметры (в виде ФГОСов), выполнение которых систематически мониторится до завершения их жизненного цикла на "Выходе" (ЕГЭ). В одном авторитетном педагогическом журнале (название не буду называть, скажу на лекции, устно) автор прямо сравнивал школу с фермой. Совершенно серьёзно. С каждой бурёнки на современной ферме постоянно снимаются показатели состояния, чтобы добавлять в рацион и условия то, чего ей недостаёт для стабильно высоких удоев. То есть налицо индивидуальный подход. Не нужны ни пастухи, ни доярки. Так же и школьники. Современные компютерные программы позволят, с точки зрения автора, осуществлять индивидуальную и непрерывную диагностику удоев… то есть достижений, что и требовалось доказать.
Ни переживаниям, ни творческому поиску, ни общению, ни ошибкам познания нет места в такой схеме. Нет места опыту, в котором всё это аккумулируется: ни педагогическому, ни ученическому. Гуманитарная система рассматривается как техническая. Происходит механическое, механистическое смешение объектов познания. Это — грубейшая методологическая ошибка, имеющая далеко идущие гуманитарные последствия.
Образовательный процесс "затачивается" на интенсификацию, на "эффективность", на формально измеряемый "результат". Для него "лишними" становятся категории: поразмышлять, задуматься, рассудить, вникнуть, сосредоточиться. Именно то, что развивает в человеке разумность. Что противостоит суетливой бестолковости и прямолинейной логике. На это нет времени! Компьютерные задания и тесты не совместимы с чужеродной материей! Складывается модель мышления, матрица восприятия, учень удобная для… манипуляции. Как любой догматическое мышление.
Что делать?
Для начала понять. А дальше придумаете сами. Вспомните, как с педагогическим опытом работали методисты-мастера.
В опыте есть всё. Опыт — концентрированное выражение педагогической концепции и практики. Он может стать актуальным источником решений практически для любой проблемной образовательной ситуации. Надо уметь "вытащить" из него соответствующий "сюжет".
Опыт через осмысление и анализ рождает новые решения.
Похожие статьи:
Записки читателя → Человек и Власть
Главшкола → Программа развития. Ректор и его университет
Золотая библиотека → Салтыков-Щедрин. Мишкина карьера
В классе у Мастера → Управленческий анализ критической ситуации
Главшкола → Стратегическая игра. Как увидеть наглядно?