Мотивация учения складывается в известной мере благодаря тому, как педагог создаёт мотивационную среду. Я имею в виду богатство, насыщенность общения на уроке различными задачками и загадками, парадоксами, вопросами и вопросиками, которые возникают как бы невзначай, случайно, по ходу разговора. При этом как бы "между делом" предметом размышления становится (педагог сознательно планирует) важный жизненный вопрос. Это эффективнее с психологической точки зрения, чем специальная "постановка проблемы". Получается - разговор. Мы без нажима, косвенно, в подтексте говорим о - главном. И помогает нам - художественная деталь, частность, штрих.
Для педагога никакого открытия в самом этом утверждении нет. Но я не мог отказать себе в удовольствии смоделировать такой фрагмент урока, опираясь на эпизодический сюжет из романа М.А. Шолохова "Тихий Дон".
Казаки собираются на войну. В их душах - тревога, сомнение, надежда.
К ним подходит старый казак, заводит разговор.
"- Я вас, сынки, вот о чём прошу. Дюже прошу, и вы слово моё попомните, - заговорил дед.
Петро отвернул полу шинели, прислушался.
- Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить - надо человечью правду блюсть.
- Какую? - спросил Степан Астахов, лежавший с краю. Он улыбнулся недоверчиво. Он стал улыбаться с той поры, когда услышал про войну. Она его манила, и общее смятение, чужай боль утишала его собственную.
- А вот какую: чужого на войне не бери - раз. Женщин упаси бог трогать, и ишо молитву такую надо знать.
Казаки заворочались, заговорили все сразу...
- А молитва, какая она?
Дед сурово насталил глаза, ответил всем сразу:
- Женщин никак нельзя трогать. Вовсе никак! Не утерпишь - голову потеряешь али рану получишь, посля спопашишься, да поздно. Молитву скажу. Всю турецкую войну пробыл, смерть за плечами, как перемётная сума, висела, и жив остался через этую молитву.
Он пошёл в горницу, порылся под божницей и принёс клёклый, побуревший от старости лист бумаги.
- Вот. Вставайте, поспишите. Завтра небось до кочетов ить тронетесь?
Дед ладонью разгладил на столе хрустящий лист и отошёл".
Найдите в романе эти молитвы. Это - для ребят.
А педагогов я бы попросил дать психологический анализ описанной жизненной ситуации.
Похожие статьи:
Главшкола → Если такой умный, почему торчишь
Золотая библиотека → Михаил Шолохов. Осенняя любовь
Главшкола → Проект "Хватит!"
Золотая библиотека → Михаил Шолохов. Как иссушает страсть
Главшкола → Какая проблема у Пантелея Прокофьевича Мелехова?