Николай Михайлович Карамзин. Записка о древней и новой России (1811).
Отрывок
... Имя русского имеет ли теперь для нас ту силу неисповедимую, какую оно имело прежде? И весьма естественно: деды наши, уже в царствование Михаила и сына его присваивая себе многие выгоды иноземных обычаев, все еще оставались в тех мыслях, что правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а Святая Русь — первое государство. Пусть назовут то заблуждением; но как оно благоприятствовало любви к Отечеству и нравственной силе оного! Теперь же, более ста лет находясь в школе иноземцев, без дерзости можем ли похвалиться своим гражданским достоинством? Некогда называли мы всех иных европейцев неверными, теперь называем братьями; спрашиваю: кому бы легче было покорить Россию — неверным или братьям? Т.е. кому бы она, по вероятности, долженствовала более противиться? При царе Михаиле или Феодоре вельможа российский, обязанный всем Отечеству, мог ли бы с веселым сердцем навеки оставить его, чтобы в Париже, в Лондоне, Вене спокойно читать в газетах о наших государственных опасностях? Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России.
Похожие статьи:
Главшкола → Сергей Лавров. Россия: внешняя перспектива
Золотая библиотека → Алексей Толстой. Россия, когда же ты с места сдвинешься?
Пикейные жилеты считают → Как англичане планировали сделать Русский Север колонией
Главшкола → Идеология. Первый разговор
Cui prodest? Педагогическая политология → На кого равняться? Царь в будущей России