ГлавнаяСтатьиМосква. Новейшая историяВверх по лестнице, ведущей... А вам это зачем знать?
Разделы статей

Вверх по лестнице, ведущей... А вам это зачем знать?

6 июня 2020 - Сергей Пимчев
Вверх по лестнице, ведущей... А вам это зачем знать?
В московской школе в постлужковскую эпоху перешли от профессиональной ориентации к профильному обучению. Точнее говоря, профориентацией практически не занимались — сразу перешли к культивированию профильного обучения и предпрофильного обучения. То есть старшая школа (10-11 кл) становилась профильной, а под неё вынужденно подстраивалось среднее звено (5-9 кл.). Остаётся только удивляться, как не сделали предпредпрофильными начальные классы, а там и детский сад рядышком. Одно из противоречий данной системы, которое усердно замалчивалось, состоит в том, что, с одной стороны, декларируется возможность перехода из профиля в профиль (его смены) на любом этапе обучения (и это вполне демократично и человечно), однако, с другой стороны, такой переход фактически заблокирован. Это как если бы вы на перекрёстке выбрали один путь, а потом решили перейти на другой — вам придётся пробираться по зарослям, причём чем больше вы удалились, тем более невозможен поворот. Согласитесь, это серьёзно, потому что даже взрослые люди часто задумываются о смене профессии. Для того и существует профессиональная ориентация: полностью просветить подростков в мире прфессий невозможно, но дать ориентиры и подходы, опыт сравнения — можно и нужно. Профильная школа — это практический антипод профессиональной ориентации. Школьнику сразу предлагается стать работником, точнее, недоработником, неполноценным работником, работником в нулевом звене, сузив до предела для него возможности образовательного и жизненного выбора, о чём неустанно трещат апологеты "модернизации" школы из Высшей школы экономики — проектировщики нынешней московской школы (подмена понятий для доверчивой публики - обычная практика людей этой направленности). Это уже — иная модель школы как общественного института. И для смены модели школы требовалась бы общественная дискуссия и консенсус. Но — всё сделано тихой сапой.
Поэтому московская школа готовит не человека, а работника для корпораций. Не начальника, конечно — начальники и хозяева там уже имеются. Так вот, значит — работника. Это не я сказал. Это сказал мэр Собянин: "Школа — университет — высокотехнологичное предприятие":
https://www.mos.ru/mayor/themes/15299/5905050/?onsite_molding=3
Кстати, знакомясь с "элитными" школами (по их сайтам), я не встретил там рассуждений о профильном или предпрофессиональном образовании. "Международный бакалавриат" — разговор сплошь и рядом, но не про инженера или медика… Вернёмся к тезису мэра Собянина. Что я об этом думаю?
1) Общее образование у детей, их родителей фактически изъято — под красивыми и броскими словами. А ведь для жизни, для самосознания, для личностного и общественного самоопределения нужно именно — фундаментальное общее образование (о воспитании пока не говорим — отдельная тема). Когда работника с высокотехнологичного предприятия увольняют на улицу, — "всё по закону" — как, например, сейчас во время пандемии, ему как раз необходимы умения размышлять и анализировать, осмотреться и понять, что же происходит вокруг и с ним, куда направить стопы. Как адаптироваться? Как и куда измениться? Именно для этого нужен широкий базовый научный фундамент. Именно — научный! А не "компетентностный" (т.е. узкоприкладной, чисто функциональный, как гайка для болта), который, как вирус, внедрили в нашу педагогическую идеологию и в организацию (!) школьного обучения (тесты, включая международные PISA и проч., ОГЭ, ЕГЭ,). Это касается не только работников таких компаний. Это касается малого и среднего бизнеса, разорённого кризисом. Ему тоже нужно уметь хорошо и грамотно размышлять, а это возможно только на базе широкого образования и культуры. Узкая специализация, которой в жизни будет полно, ложится на такой фундамент и тогда безболезненно меняется, как перчатки. Для этого не надо её прививать с молоком матери.
2) В наших магазинах я не видел продукции высокотехнологичных предприятий Москвы. То есть предприятия как бы есть, как говорит мэр, а продукции не видно. Как чего не спросишь — сплошной Китай. Где мальчики и девочки будут работать? Это всё красивые разговоры. Уже сейчас проблема трудоустройства выпускников университетов является чрезвычайно острой, а в кризис — просто всё до белого каления доведено! Где высокотехнологичные предприятия, г-н мэр, которые должны "поглотить" выпускников высочайшей квалификации? Складывается впечатление, что развитие высоких технологий — далеко не лучший участок деятельности московского правительства.
3) Оснащение школ всем таким оборудованием — это миллиарды рублей. Они — тратятся из бюджета. Это одна сторона. А другая сторона — которая на этом зарабатывает. И деятельность Департамента образования (с недавнего времени и науки (!)) Москвы в этой области сопровождается обличительными публикациями в прессе много лет. Вы сами их найдёте без всякого труда в Сети.
Философский вопрос, что раньше, курица или яйцо, а также, что телега и что лошадь, предоставляю решить вам.
Вот и всё пока. И "куды бедному крестьянину податься", говорим постоянно.
 

Похожие статьи:

Пикейные жилеты считаютУчитель на глобальной шахматной доске

Прогностика. Образование для будущегоПрофессия будущего. Дворецкий... А чьего будущего?

Пикейные жилеты считаютРобот по-соседству: друг, конкурент или враг?

ГлавшколаКак школьнику и студенту найти работу?

Cui prodest? Педагогическая политологияКто не устроился, я не виноват!

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.