В московской школе в постлужковскую эпоху перешли от профессиональной ориентации к профильному обучению. Точнее говоря, профориентацией практически не занимались — сразу перешли к культивированию профильного обучения и предпрофильного обучения. То есть старшая школа (10-11 кл) становилась профильной, а под неё вынужденно подстраивалось среднее звено (5-9 кл.). Остаётся только удивляться, как не сделали предпредпрофильными начальные классы, а там и детский сад рядышком. Одно из противоречий данной системы, которое усердно замалчивалось, состоит в том, что, с одной стороны, декларируется возможность перехода из профиля в профиль (его смены) на любом этапе обучения (и это вполне демократично и человечно), однако, с другой стороны, такой переход фактически заблокирован. Это как если бы вы на перекрёстке выбрали один путь, а потом решили перейти на другой — вам придётся пробираться по зарослям, причём чем больше вы удалились, тем более невозможен поворот. Согласитесь, это серьёзно, потому что даже взрослые люди часто задумываются о смене профессии. Для того и существует профессиональная ориентация: полностью просветить подростков в мире прфессий невозможно, но дать ориентиры и подходы, опыт сравнения — можно и нужно. Профильная школа — это практический антипод профессиональной ориентации. Школьнику сразу предлагается стать работником, точнее, недоработником, неполноценным работником, работником в нулевом звене, сузив до предела для него возможности образовательного и жизненного выбора, о чём неустанно трещат апологеты "модернизации" школы из Высшей школы экономики — проектировщики нынешней московской школы (подмена понятий для доверчивой публики - обычная практика людей этой направленности). Это уже — иная модель школы как общественного института. И для смены модели школы требовалась бы общественная дискуссия и консенсус. Но — всё сделано тихой сапой.
Поэтому московская школа готовит не человека, а работника для корпораций. Не начальника, конечно — начальники и хозяева там уже имеются. Так вот, значит — работника. Это не я сказал. Это сказал мэр Собянин: "Школа — университет — высокотехнологичное предприятие":
https://www.mos.ru/mayor/themes/15299/5905050/?onsite_molding=3
Кстати, знакомясь с "элитными" школами (по их сайтам), я не встретил там рассуждений о профильном или предпрофессиональном образовании. "Международный бакалавриат" — разговор сплошь и рядом, но не про инженера или медика… Вернёмся к тезису мэра Собянина. Что я об этом думаю?
1) Общее образование у детей, их родителей фактически изъято — под красивыми и броскими словами. А ведь для жизни, для самосознания, для личностного и общественного самоопределения нужно именно — фундаментальное общее образование (о воспитании пока не говорим — отдельная тема). Когда работника с высокотехнологичного предприятия увольняют на улицу, — "всё по закону" — как, например, сейчас во время пандемии, ему как раз необходимы умения размышлять и анализировать, осмотреться и понять, что же происходит вокруг и с ним, куда направить стопы. Как адаптироваться? Как и куда измениться? Именно для этого нужен широкий базовый научный фундамент. Именно — научный! А не "компетентностный" (т.е. узкоприкладной, чисто функциональный, как гайка для болта), который, как вирус, внедрили в нашу педагогическую идеологию и в организацию (!) школьного обучения (тесты, включая международные PISA и проч., ОГЭ, ЕГЭ,). Это касается не только работников таких компаний. Это касается малого и среднего бизнеса, разорённого кризисом. Ему тоже нужно уметь хорошо и грамотно размышлять, а это возможно только на базе широкого образования и культуры. Узкая специализация, которой в жизни будет полно, ложится на такой фундамент и тогда безболезненно меняется, как перчатки. Для этого не надо её прививать с молоком матери.
2) В наших магазинах я не видел продукции высокотехнологичных предприятий Москвы. То есть предприятия как бы есть, как говорит мэр, а продукции не видно. Как чего не спросишь — сплошной Китай. Где мальчики и девочки будут работать? Это всё красивые разговоры. Уже сейчас проблема трудоустройства выпускников университетов является чрезвычайно острой, а в кризис — просто всё до белого каления доведено! Где высокотехнологичные предприятия, г-н мэр, которые должны "поглотить" выпускников высочайшей квалификации? Складывается впечатление, что развитие высоких технологий — далеко не лучший участок деятельности московского правительства.
3) Оснащение школ всем таким оборудованием — это миллиарды рублей. Они — тратятся из бюджета. Это одна сторона. А другая сторона — которая на этом зарабатывает. И деятельность Департамента образования (с недавнего времени и науки (!)) Москвы в этой области сопровождается обличительными публикациями в прессе много лет. Вы сами их найдёте без всякого труда в Сети.
Философский вопрос, что раньше, курица или яйцо, а также, что телега и что лошадь, предоставляю решить вам.
Вот и всё пока. И "куды бедному крестьянину податься", говорим постоянно.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Кто не устроился, я не виноват!
Пикейные жилеты считают → Робот по-соседству: друг, конкурент или враг?
Пикейные жилеты считают → Учитель на глобальной шахматной доске
Главшкола → Как школьнику и студенту найти работу?
Прогностика. Образование для будущего → Профессия будущего. Дворецкий... А чьего будущего?