Пимчев С.П.
Педагогическая провокация: "... и случай, бог изобретатель...".
Моделирование ситуации (сценарий мастер-класса)
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
Жизненный случай, событие, возможность управления им станет предметом анализа в нашем разговоре. Но сначала небольшой опыт... (на столе стакан и графин с водой. Приглашаются два человека из аудитории).
Задача: попеременно наливать воду из графина в стакан. Выигрывает тот, кто не проливает последней капли. (Участники попеременно наливают воду, стараясь, чтобы последнюю каплю пролил соперник).
- Хочу наградить участников дисками с художественным фильмом о Франциске Скорине. Заключительный фрагмент этого фильма мы используем в следующем эпизоде. В фильме рассказывается о том, как Скорина, ещё будучи студентом Ягеллонской католической академии в Кракове, мечтал перевести Библию на славянский язык, чтобы духовная мудрость стала доступной и дала силы его родному народу. Сопротивление со стороны католического клира, прекрасно понимавшего, на чём держится их духовная власть над славянской чернью, не дали ему ни малейшей возможности добиться своей цели: уничтожались печатные станки, сжигались напечатанные книги. Кажется, Скорина полностью разочарован, устал от борьбы и возвращается домой, в Полоцк. Посмотрим этот художественный эпизод. Возможно, мы увидим что-то общее между нашим физическим опытом и случаем из жизни Скорины? (Просмотр фрагмента. В результате обсуждения приходим к выводу, что чтение в эпизоде белорусским подростком напечатанной Скориной книги выступает своего рода "последней каплей" в его внутренних сомнениях. Он открывает для себя, что его борьба не была напрасной).
Предлагаю аудитории познакомиться с рабочей моделью "Репка" (рис. 1). Комментирую: многие процессы в жизни происходят не линейно, а путём накопления энергии, когда в определённый момент достаточно небольшого толчка, чтобы кардинально изменить направление.
Рис. 1.
- Случай, подобно последней капле воды, может перевести ход событий в другое качество, если произошло накопление определённого напряжения. Если мы попробуем сформулировать свои самые важные жизненные уроки, думаю, чаще всего, они будут связаны именно с какими-то случаями в нашей жизни. Именно из случая - каких-то особых обстоятельств, встречи с человеком и т.п. - мы делаем принципиальные выводы, способные повлиять на наши взгляды и даже судьбу.
Вспоминаю рассказ о детстве Героя Советского Союза, академика Сергея Яковлевича Батышева. Фронтовик, молодой комбат - из тех, кого, несмотря на молодость, товарищи называли "батями". Мальчишка из рязанской глубинки, часто с друзьями бегал купаться на речку, где взрослые вязали из срубленных деревьев широкие плоты для сплава. Считалось верхом смелости нырнуть под такой плот, переплыть его под водой. Не всякий старший мог такое сделать. Однажды к их компании подошёл местный задира и стал над ними надсмехаться. Демонстрируя превосходство, он переплыл под плотом и продолжил насмешки, особенно задев Сергея, его отца-инвалида. Сергей не выдержал и решил постоять за своё достоинство, нырнув под плот... Много лет спустя Сергей Яковлевич вспоминал, что не знает, как он выплыл, потому что в какой-то момент потерял под водой сознание. Но когда он всё-таки выплыл, обидчик ретировался, моральная победа была одержана. Какой жизненный вывод сделал будущий боевой командир? Как вы думаете? (Аудитория предлагает свои варианты).
Сам Сергей Яковлевич вывел для себя такой урок: нельзя рисковать жизнью понапрасну - и благодаря этому принципу он, как боевой командир, сохранил многие жизни своих бойцов.
Это очень важно для педагогики, для воспитания, потому что именно это выступает предметом нашей деятельности, только, к сожалению, часто оказывается, человек вспоминает добрым словом не учителя, а случайные ситуации из своей биографии. Причём с внешней точки зрения такие случаи могут не выглядеть как что-то исключительное, быть вполне рядовым событием, но для конкретного человек, субъективно, по причине глубокого переживания, случай ведёт к личностному открытию.
Можем ли мы прогнозировать такого рода случаи, моделировать и организовывать их, превращая в педагогические ситуации? Пример из жизни известного директора московской школы имени Маяковского Семёна Рувимовича Богуславского. Ехал он по улице Горького на троллейбусе, и на остановке вошла недавняя выпускница школы. Назовём её Оля. Они проехали одну остановку и, в общем, ни о чём серьёзном поговорить не успели. Выходя из троллейбуса, девушка очень тепло сказала своему учителю: "Спасибо Вам!".
Коллеги, как вы полагаете, за что? (Аудитория называет возможные варианты).
Продолжаю:
- Семён Рувимович понял, почему были сказаны эти слова. Каждое лето со старшеклассниками он на месяц ходил в поход. В одном из таких походах оказалась наша героиня. Всё бы ничего, только почему-то она стала для своих товарищей предметом насмешек, которые не прекращались. И вот уже время похода перевалило за середину, неумолимо двигалось к финалу, а насмешки не прекращались. Семён Рувимович всё видел, наблюдал и ждал... И, вот, примерно за неделю до завершения похода во время перехода у кого-то сильно повредилась одежда. И так получилась, что никто кроме Оли не смог быстро исправить повреждение. Это привело отряд в какое-то замешательство. На следующий день оказалось, что Оля лучше всех вымыла посуду и навела порядок в палатке. Отношение товарищей изменялось диаметрально. И к концу похода домой вернулась уже по-настоящему дружная команда. Что за "капля" упала и на какую "почву"? (Аудитория предлагает версии).
(Делаю вывод). Мы видим, что педагог совершенно осмысленно спрогнозировал и организовал воспитательную ситуацию. Он даже провоцировал ход событий, не давая им выйти за разумные рамки. Мы можем описать такого рода управляемую ситуацию технологически и представить её в виде модели. Хотелось бы иметь для этого более наглядный пример. Как мне кажется, я такой пример нашёл. По форме он не педагогический, но как материал вполне походит для педагогической ситуации, может стать предметом педагогического анализа и моделирования. Посмотрим видеофрагмент, пробуя выполнить два задания:
1. Ответить на вопрос: какие специфические термины используют главные герои для описания ситуации, что они означают?
2. Нарисовать образ данной ситуации, представить её рабочую схематическую модель.
Речь идёт о фильме, снятого по книге Владимира Богомолова "Момент истины" белорусским режиссёром Михаилом Пташуком, "В августе 44-го". Контрразведчики не первую неделю пытаются взять с поличным группу диверсантов под кодовым названием "Неман", состоящую из завербованных советских офицеров. Круг поисков сужается, и, наконец, они должны встретить её на лесной тропинке. При этом полной уверенности нет, что это именно та группа. Нужно что-то сделать, чтобы получить неопровержимые доказательства. И, вот, что было сделано, давайте посмотрим. (Смотрим фрагмент фильма).
(Отвечая на вопросы задания, обсуждаем специальные термины контрразведчиков: "не факт", "качай", "бабушка приехала", "момент истины". Выборочно предлагаю участникам выйти к классной доске и нарисовать собственную рабочую модель ситуации. Обсуждаем предложенные модели. В итоге предлагаю авторскую модель "Момент истины": рис. 2).
Рис. 2.
(Комментирую модель. В деятельности субъекта выделяется три этапа. На каждом этапе субъект деятельности - создатель ситуации, "провокатор" - анализирует входящие события (информацию), принимая в определённый момент решение, учитывая различные возможные варианты. При этом последовательно круг анализа сужается, пока, наконец, не происходит "момента истины": "Бабушка приехала!".).
- Приведите, пожалуйста, из своего практического опыта примеры успешной педагогической провокации. (Участники приводят примеры. Их обсуждение).
В заключение хочу сказать, что это очень тонкий приём, и пользоваться им следует чрезвычайно осторожно и расчётливо, руководствуясь известным правилом "Не навреди!".
Похожие статьи:
Главшкола → Как подготовить аналитическую записку
Антоновские яблочки. Сочинение на незаданную тему → Из жизни не пресмыкающихся
Главшкола → Призрак. Педагогический шок как метод 18+
Пикейные жилеты считают → Белый квадрат
Главшкола → Развитие ума. Художественная деталь как "момент истины"