ГлавнаяСтатьиВ классе у МастераВасилий Сухомлинский. Живое и неживое
Разделы статей

Василий Сухомлинский. Живое и неживое

20 марта 2016 - Сергей Пимчев
Василий Сухомлинский. Живое и неживое
Василий Александрович Сухомлинский.
Из книги «Сердце отдаю детям» (1969 г.)

Вот первая страница "Книги  природы", называется  она "Живое и  неживое". В теплый солнечный полдень ранней осени мы идем на берег реки, располагаемся на лужайке. Перед нами - луг,  усеянный осенними цветами, в прозрачной глубине реки плавают рыбки, в воздухе порхают бабочки, в голубом небе летают ласточки. Мы идем к высокому  обрыву, на котором в течение многих лет обнажился разрез почвы. Дети с интересом рассматривают слои глины и песка разных цветов - желтого, красного, оранжевого, белого. Вот тонкий слой белой глины, под  ним - золотистый  песок, еще  ниже - красивые кристаллы кубической  формы.
Ребята сравнивают верхний слой  почвы, чернозем с глубинными слоями.
- Что мы видим в верхнем слое почвы?
- Корни  растений,- отвечают  дети.- В глубине корней нет.
- Посмотрите, ребята, на зеленый кустик травы, выросший на самом краю обрыва, и на эту  полоску золотистого песка. Какое различие между травкой и песком?
- Трава летом  растет, осенью увядает, весной снова  оживает...- говорят дети.- У  травки есть маленькие зернышки, они высыпаются на землю, и из них вырастают новые стебельки...
- А  песок? - Мне хочется, чтобы вещи окружающего мира сравнивали все ребята, особенно  тугодумы -  Петрик, Валя, Нина. Есть в  классе  еще дети, у которых поток мысли  можно сравнить с медленной, но полноводной рекой, - Миша, Сашко. Есть еще одна девочка - Люда, мышление которой для меня пока тайна за семью замками. Вначале я думал, что у  ребенка просто замедлен процесс умственного развития и ему трудно понять то, что легко схватывают другие  дети. Но  в глазах  девочки, живых, впечатлительных, чувствовалась мысль, сдерживаемая какими-то внутренними силами; ребенок как будто бы сознательно не спешил сказать то, что хорошо знал...
- Посмотрите, дети, вот золотой песочек, а вот зеленая травка.  Или еще лучше - вот зеленый песочек и  зеленая травка.  Чем же они не похожи,  что у них  разное?
Дети думают, смотрят на зеленый луг и на обнаженный обрыв.
В глазах Люды - задумчивость, Петрик нахмурил брови,  Валя пересыпает с ладони на ладонь песок.
- На песке нет цветочков, а на травке есть, - говорит Люда.
- На травке пасутся коровы, а на песке попробуй, попаси! -  восклицает Петрик.
- Травка от  дождика растет, - говорит в  раздумье  Миша, - а  песок разве растет от дождика?
- Песок глубоко в земле, а травка сверху  на земле... - произносит  Юра.
Но ему  возражает Сережа: "А разве  на берегу нет песка? Травка тянется к солнышку, а песок только нагревается на солнышке..."
Потом мы сравниваем маленький камешек, поднятый кем-то, и зеленый кленовый листочек,  осколок красного стеклышка и цветок ромашки, плавающую в пруду рыбку и гусиное перо, чугунные перила моста и  вьющийся по дереву стебелек хмеля. Детская мысль бьет ключом, мальчики и  девочки подмечают видимые с первого взгляда взаимосвязи между вещами и явлениями окружающего  мира, открывают  и связи, которые сразу не заметишь. Постепенно в сознании детей формируется первое понятие о живом и неживом. Одни предметы живые, другие - неживые - это дети видят на многочисленных фактах, но когда я спрашиваю: "А чем  же отличается  живое  от неживого?" - они не могут ответить. Вывод складывается постепенно, при этом мысль детей опять устремляется к тому, что видят  глаза. Наряду с правильно подмеченными признаками ребята допускают ошибки, которые исправляются в  процессе  живых наблюдений,  сделанных здесь же. Когда Костя говорит: "Живое движется, а неживое не движется",- почти все соглашаются с  ним, но потом наступает молчанье, дети смотрят вокруг  себя, слышатся возражения:
- Палка движется, плывет по реке, но разве она живая?
- Трактор движется, но он ведь неживой?
- Паутинка плывет в воздухе, но разве паутинка живая?
- Мох  на старой крыше не двигается, а он живой? Или мох - неживой?
- А  песок - он тоже движется. Вот мы были в карьере, видели, как песок бежал ручьями.
Нет, оказывается, дело не в движении. Чем же отличается живое от неживого? Дети снова  и снова сравнивают предметы окружающего мира. Шура воскликнул радостно:
- Живое растет, а неживое не растет.
Дети вдумываются в эти слова, и опять их взоры устремлены на окружающие предметы. Рассуждают вслух: трава - живое, трава растет; дерево - живое, оно растет; куст шиповника - живое, шиповник растет; камень - неживое – не растет;  песок -  неживое, потому что не растет. Так  и есть  -  все  живое растет; все  неживое -  не растет... Миша, о  чем-то  думая,  смотрит вдаль. Слышит ли он слова товарищей? Когда дети назвали все окружающие их живые и неживые предметы, мальчик  говорит: 
- Живое  не  может быть без  солнца, - показывает рукой на лес, луг, поле.
Эти слова  еще раз убеждают меня,  что тугодумы    нередко   отличаются    большой   зоркостью, внимательностью, наблюдательностью. Слова Миши озаряют сознание детей. "Как же я раньше об этом  не  подумал?" -  мысленно спрашивают себя мальчики  и девочки. Цепкая мысль как  бы вновь ощупывает предметы окружающего  мира, дети опять  думают вслух: "Ни трава,  ни цветы, ни дерево, ни пшеница не могут жить без солнца. Человек тоже не может жить без солнца... Или человек жил бы без солнца? Нет, разве можно представить, чтобы люди могли жить где-то в глубоком подземелье? Мы  хорошо  знаем,  что в тени ветвистого  дерева чахнет трава. Вот  отец говорит: "Если бы солнышко пригрело после дождя, озимые сразу бы зазеленели, а без солнышка плохо будет..." А камень одинаковым остается и на солнышке, и в погребе.  Нет,  не  одинаковым, в погребе он  покрывается  плесенью...  А плесень - это жизнь  или  не жизнь?  Солнце  не только приносит  пользу, оно может и сжечь посев, если долго нет дождя. Значит, все живое любит не только солнышко, но и  воду.
Такими ручейками  растекается детская мысль, потом эти ручейки сливаются в единый поток,  детям становится все яснее, что в живом происходят какие-то непонятные для них явления, и эти  явления зависят от солнца, от воды, от всего, что окружает  нас  в  природе...  Дети  читают начальные строки первой страницы  "Книги природы". Они поняли, что весь мир состоит из двух стихий -  живого и неживого. Первое представление о живом и неживом рождает множество вопросов. Возвращаясь домой, дети присматриваются к  тому,  что казалось привычным,  видят то, чего не видели раньше, и чем больше они замечают, тем больше возникает вопросов: почему маленький росток, проклюнувшийся из желудя, становится  могучим дубом? Откуда берутся листва, ветви, толстый ствол? Почему осенью  опадают листья с  деревьев? Растут ли деревья зимой или не растут? На  все эти вопросы невозможно  ответить сразу, да  такой задачи и ставить  нельзя. Хорошо  то,  что  у детей  возникают эти вопросы. Хорошо,  что,  думая,  ребенок учится обращаться к  первоисточнику знаний, мысли - окружающему миру. Хорошо, что  для передачи своей  мысли он находит точное,  правильное слово. Ясность  мысли - эта важнейшая черта мышления - приобретается в  процессе непосредственного общения с окружающим миром.

Похожие статьи:

НовостиПоследний учитель славян

ГлавшколаСлавянские архетипы. Хлеб

Родительский кров. ВоспитаниеЧто такое счастье, читайте после стр. 68

От винта!. Педагогические экспедицииАрмия, в которой служить

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.