Сергей Пимчев
IV Минский международный молодёжный
фестиваль педагогических идей и решений
(Минск, 28-30 октября 2015 г.)
Огонь. Вода. А медные трубы?
Педагог как продюсер. Честный разговор
Уважаемые коллеги! Я не являюсь профессиональным продюсером, хотя бы по той простой причине, что такой профессии в области образования нет. Она есть в т.н. творческих сферах деятельности (кино, эстрада, выставки и т.д.), в творческих вузах учат на продюсера. А в образовании нет. Моя профессиональная деятельность подтолкнула к этой теме. И если когда-то в сфере образования начнут учить на продюсера, то вспомните, что вы присутствовали на самом первом публичном обсуждении этой темы.
Некоторое время назад мне довелось выступать перед студентами Мордовского педагогического института, в Саранске. Вопросы задавались разные, но более всего меня поразил самый первый вопрос. Задал его студент 1 курса факультета физвоспитания. Вы можете предположить, о чём мог быть тот вопрос?
"Надо ли заниматься педагогикой?".
Забота молодого человека мне понятна. Начиная путь в профессию, он, очевидно, хотел понимать:
Какую можно сделать карьеру?
Можно ли заработать на достойную жизнь?
Можно ли через несколько лет поменять сферу деятельности, опираясь на педагогический опыт, а не начиная с нуля?
Может ли сама педагогическая деятельность иметь другие варианты практического приложения, не только учителем-предметником?
Предлагаю вопросы зафиксировать и вернуться к ним в конце разговора. И поскольку у нас разговор не по академической теме, а в большей мере связанный с анализом профессионального опыта, личностного и профессионального развития, то к своему жизненному и профессиональному опыту я и буду обращаться, выводя из него уроки.
Итак, педагог как продюсер. Уроки накапливались индуктивным путём, т.е. сначала по жизни приобретался опыт, который затем анализировался и обобщался. Но в виде выводов он может работать дедуктивным путём, т.е. служить ориентиром для самообразования и самовоспитания, страхуя таким образом от лишних действий и ошибок.
1. Разнообразие профессионального опыта. Оно позволяет лучше понимать интересы и мышление представителей других профессиональных групп, от которых зависит сотрудничество. Новые идеи появляются именно на стыках дисциплин. Что касается лично значимых моментов, то я выделю следующие.
Первое. Закончив исторический факультет, я мечтал стать профессиональным историком и целенаправленно двигался по этому пути, став через какое-то время соискателем учёной степени в МГУ. Но в очную аспирантуру поступил педагогическую, чем, в общем, не особенно интересовался. Причём ладно бы методика преподавания истории! Но в теоретический институт педагогики. Историка распределили в Лабораторию педагогического прогнозирования! Согласитесь, совершенно разные объекты исследования: время прошлое и время будущее. Однако научный руководитель, Борис Семёнович Гершунский, поступил очень разумно, сформулировав тему диссертации, которая требовала интеграции подходов, развития мышления на качественно ином уровне.
Второе. Когда мне пришлось работать с коллективами школ и консультировать преподавателей различных предметов, то пришлось снова задуматься об интегрирующей основе, общем знаменателе для всех предметников. Для себя я её нашёл, и о ней скажу дальше.
2. Разнообразие жизненного опыта. Это связано с развитием личности и самовоспитанием. Если человек живёт постоянно в одних условиях, жизненный опыт практически не накапливается. Более того, человеку некомфортно менять привычный уклад. Но если ему надо развиваться, то это делать придётся. Так, например, для меня открылось высокое значение тяжёлого физического труда.
В своё время мне пришлось подрабатывать помощником печника, выполняя тяжёлую и грязную работу в любых условиях. Принято считать, что тяжёлый физический труд отупляет, однако это далеко не всегда так. Такая работа выполняет развивающую функцию, если она организуется осмысленно, т.е. её автор размышляет, как её организовать рационально и продуктивно, какими приёмами. После этого мне особенно стали понятны наблюдения Александра Энгельгардта в "Письмах из деревни" о труде профессиональных крестьянских землекопах - граборах. Организация их труда была оптимальной, и никакой даже очень сильный человек не мог с ними соперничать по продуктивности. Я понял, что тяжёлый физический труд - это не отупляющее действие, а развивающее, если человек при этом размышляет. Очень жаль, что из школ исчезают мастерские и приусадебные участки.
3. Профессиональное кредо - анализ. В 90-е годы набирало влияние такое оригинальное направление педагогики, в котором ключевым словом было понятие "рефлексии" (психологи делают ударение на последнем слоге, философы на втором). Представители этого направления (а их было несколько самостоятельных групп) называли себя "методологами" и работали, в частности, с педагогами.
Прямое обращение к опыту педагога, детальное его рассматривание и обсуждение, подчёркивание личностного начала в педагогической деятельности очень сильно действовало на самооценку, ведя к переосмыслению жизненных и профессиональных приоритетов. Путём "погружения" удавалось пробиваться (или: пробивать) через коросту педагогических штампов и шаблонов, поднимая на поверхность лаву скрытых доселе чувств. Люди истосковались по тому, чтобы в образовательном процессе быть самими собой, уважать и ценить себя. Педагоги стали постепенно переносить рефлексию в образовательный процесс. И сейчас учитель, скорее, вместо слов "Подведём итоги занятия" скажет: "Проведём рефлексию нашей работы".
Со временем я старался отойти от увлечения, понимая, что не может образовательный процесс вращаться только вокруг психологической рефлексии: педагог вносит в него, возможно, более сущностные начала. Я чувствовал, что не хватает какого-то "якоря", твёрдого "центра тяжести". Определиться помог случай.
Мой товарищ, писатель, член Союза писателей России Алексей Тимофеев, однажды попросил написать рецензию на только что вышедшую в серии ЖЗЛ "Молодой гвардии" его книгу об Александре Ивановиче Покрышкине, легендарном лётчике-истребителе, первом Трижды Герое Советского Союза. Я проштудировал её от корки до корки, даже найдя 1 или 2 опечатки. Меня поразили четыре момента:
1) немыслимая эффективность боевой работы;
2) постоянное обучение, детальный "разбор полётов" - тех, которые состоялись, и тех, которые предстоят;
3) даже смертельный бой рассматривался как "экспериментальная площадка" для новых приёмов и методов;
4) моделирование деятельности в образной форме - рисунках.
Книга Алексея Тимофеева, а также книга самого Александра Ивановича Покрышкина с многозначительным названием "Познать себя в бою" помогли мне понять, что высокая результативность деятельности основывается на её аналитическом осмыслении - анализе опыта. Я понял, что именно анализ опыта (состоявшегося и предстоящего) должен стать главным предметом обучения педагогов.
4. Способ анализа. Как должен выглядеть такой анализ? Из чего он должен состоять? Какова его структура? Анализ может осуществляться по различным основаниям и в различных формах. Но если под анализом иметь в виду исследование, тогда можно использовать совокупность связанных между собой методологических категорий, которые часто называют "Научным аппаратом исследования". Я с бо'льшим энтузиазмом отнёсся к этой идее тогда, когда, изучая содержание образования в элитных бизнес-школах (т.е. чему именно там учат прежде всего), открыл для себя общее методологическое содержание между исследовательской подготовкой в аспирантуре и обучением управлению проектами в бизнесе. И там, и там - единая структура анализа. Она отражена в таблице. А чтобы она стала теоретически понятней и практически целесообразней с точки зрения педагога-практика, её пришлось расшифровать, что и показано с помощью второго и третьего столбцов таблицы.
Однако, не совсем ясными оставались отношения между понятиями: каким образом они связаны между собой и почему именно так? Модель была модифицирована и приобрела вид Модели анализа опыта и проектирования деятельности "Барабан". Из её названия следует, что Модель применима для анализа как полученного опыта, так и предстоящего, т.е. проектирования.
Я назвал эти модели адаптивными, т.к. они позволяют автору анализа применять их - без ущерба для глубины анализа - в разных профессиональных ситуациях, а не только для защиты диссертационного исследования. Аналитическую служебную записку можно написать на одной страницы, используя, например, понятия второго от центра круга (Актуальность, Проблема, Цель, Задачи, Ожидаемые результаты). Для более развёрнутого анализа привлекаются категории следующего круга.
5. Следующий урок связан с мотивацией: если не мотивировать человека, никакая прекрасная структура ему не нужна. Начну с непростого случая в своей практике.
Дело было в гимназии. Мы готовились к педагогической конференции. Педагоги подходили на индивидуальные консультации, определялись темы, проговаривалась логика изложения в каждом случае, однако... Чем ближе подступало время конференции, тем больше я понимал, что мы идём по замкнутому кругу: педагоги вообще не работали над своей темой дома. В конце концов я понял, что не готов никто и никого это не волнует. Саботаж, безразличие или элементарная недисциплинированность? Конференцию пришлось отложить до следующего года. Но то же самое повторилось и на следующий год. За два года кроме разговоров не произошло ничего. Третий год означал бы, что это битву я проиграл и должен капитулировать. Административный ресурс в таких случаях - ерунда. Как воздействовать? Как пробудить желание к размышлению и анализу?
Я предположил, что можно создать деликатную, косвенную ситуацию сравнения, в которой амбициозные коллеги смогли бы открыть для себя, что их "король голый". Возникла идея педагогической экспедиции - в другие российские гимназии, заведомо превосходивие в ряде вопросов организации образовательного процесса.
Экспедиция состоялась. План сработал. "Лёд тронулся...". Люди начали думать над собой. До полноценного анализа было ещё далеко, но глаза уже были другие.
6. На творческую мотивацию, её развитие нацелена виртуальная мотивационная творческая среда, опирающаяся, в частности, на научно-педагогический портал "Куна": kunalab.ru В чём воспитательное значение?
Иногда, когда осваивается какая-то территория из гаражей, складов и т.п., вдруг среди чайна-тауна сначала возникает боулинг-клуб, или ресторан, или спортивный клуб. Он влияет на наше сознание: можно, значит, из заброшенной территории делать что-то привлекательное. Среда поэтапно начинает меняться, вместе с ней меняется и мотивация. Хотелось бы, чтобы, зайдя на портал, педагог осознал, что он - не урокодатель, а творческая личность. Несмотря ни на что. Регистрируйтесь и пишите о ваших событиях и мыслях.
7. Создание команды, педагогического сообщества. Оно состоит из педагогов-авторов, способных на образцово профессиональном уровне продемонстрировать авторский урок, авторскую лекцию, мастер-класс и т.п.
8. Новые направления педагогической деятельности. Педагог может быть не только преподавателем-предметником. Он может найти другие области для самореализации и быть востребованным, потому что проблемы обучения и воспитания касаются миллионов людей самого разного возраста. Можно писать книги или снимать педагогическое кино. Один из таких педагогических фильмов предлагаю вашему вниманию: "Переводчики с человеческого", автор Владимир Шаров, педагог-психолог (10 мин.).
Я попробовал обобщить свои представления о развитии педагогической деятельности в модели "Москва-река". Как Москва-река берёт свои воды из множества источников, сама вливаясь в более полноводные Оку и Волгу, так и педагогическая деятельность не может окостеневать в постоянных формах.
В завершение, вернёмся к вопросам, поставленным вначале.
Какую можно сделать карьеру?
Можно ли заработать на достойную жизнь?
Можно ли через несколько лет поменять сферу деятельности, опираясь на педагогический опыт, а не начиная с нуля?
Может ли сама педагогическая деятельность иметь другие варианты практического приложения, не только учителем-предметником?
Похожие статьи:
В классе у Мастера → За 5 минут о том, как сделать лучшее кино. Кшиштоф Занусси
Главшкола → Куда ведёт профессия? Данила Козловский
Главшкола → Вальс цветов, или Методика нравиться
В классе у Мастера → Маргинальный житель Нью-Йорка Александр Журбин
В классе у Мастера → ПРОДЮСЕР. Мышление и техника наглядно