На самом деле это очень просто сделать, чтобы тебе люди поверили. Говори, что думаешь и что у тебя у самого на душе. В романе Шолохова "Поднятая целина" станичники поверили варягу-пролетарию Давыдову не тогда, когда он их "переломил" на коммунистический лад, а когда сам стал, как они. Чтобы мэр города стал "своим", ему не надо показывать, как он на субботнике держит лопату, обувшись в "Бриони", одевшись в белую рубашку, — лопаты такие в хозмаге стоят. Надо реально копать глину. Ленин даже брёвнышко на кремлёвсколм субботнике носил. До сих пор уважают. Всё просто. Однако...
Однако, не доверяют политикам, хотя они каждый день как у домны. Не доверяют главным журналистам, хотя патриотичнее их не сыскать по всей Руси великой. А потому, что трудно скрыть, что имеет место вторая история. Вторая история их жизни. Одна — для пипла, другая — своя личная, в кармашке подмышкой. А страна соскучилась по настоящим лидерам. Они придут. Какие? Кто?
Варлам Шаламов на примере литературы показал, кому, какому писателю люди — поверят. Думаю, что его выводы переносимы на другие сферы жизни.
Варлам Шаламов. Колымские рассказы.
ГАЛСТУК (отрывок) (1960)
… В прошлом и настоящем для успеха необходимо, чтобы писатель был кем-то вроде иностранца в той стране, о которой он пишет. Чтобы он писал с точки зрения людей, – их интересов, кругозора, – среди которых он вырос и приобрел привычки, вкусы, взгляды. Писатель пишет на языке тех, от имени которых он говорит. И не больше. Если же писатель знает материал слишком хорошо, те, для кого он пишет, не поймут писателя. Писатель изменил, перешел на сторону своего материала.
Не надо знать материал слишком. Таковы все писатели прошлого и настоящего, но проза будущего требует другого. Заговорят не писатели, а люди профессии, обладающие писательским даром. И они расскажут только о том, что знают, видели. Достоверность – вот сила литературы будущего...
Варлам Шаламов знал, о чём писал.