Курс лекций по истории и литературе Юрия Михайловича Лотмана стал настоящей сенсацией. Широкую известность курс получил после того, как профессора из университета г. Тарту показали по телевидению. Никакой особенной зрелищности не было. Никакой не было. Автор просто сидел на стуле, смотрел в глазок кинокамеры и — рассказывал. Рассказывал без затей, даже речь лектора была не очень гладкой, но зритель погружался в мир русской истории и культуры. Он увлекался и заражался ими. Запись, по-моему, 80-х или 90-х годов. Лотман в числе первых говорил не о классовой борьбе или о государстве, что тогда считалось главным предметом обучения в гуманитарных предметах. Он рассказывал — о людях, их привычках, чувствах, мотивах. Вы найдёте лекции Лотмана в Сети. Это — классика просветительского жанра, причём на основе строгого научного знания. Без показушного придыхания, театрального жестикулирования и жаренных фактов. В таком же стиле составлены публичные лекции профессора Александра Панченко из Петербургского университета.
Последнее замечание имеет значение, поскольку следующие попытки телевизионных лекций по истории Отечества выгядели натужными. Я имею в виду не отдельные лекции разных авторов в телелектории, а именно авторский цикл.
И вот — мы имеем новый образец публичных лекций. Автор — Владимир Мединский. Скажу сразу: лекции сами по себе достаточно интересны — я посмотрел выборочно, потому что их много. Они не заменяют образовательного курса, не ставят такой цели. Это именно историческое просвещение. Вот ссылка на телеканал "Культура":
https://smotrim.ru/video/2567158
Позвольте же мне, однако, повредничать, имея в виду спорное отношение в обществе к г-ну Мединскому как общественному деятелю. Преподавание и просвещение несёт в себе воспитательный момент, поэтому авторитет педагога должен быть безупречным.
1. Во вводной лекции автор с самого начала подробно говорит зрителю, чего тот"не узнает" из курса. Это вряд ли можно считать удачным ораторским приёмом. Скорее, демотивирующим и принижающим зрителя.
2. Автор сидит на рабочем столе, извините, пятой точкой. Ни один нормальный учитель себе этого не позволит. Как, например, держать руки в карманах. Это азбука аудиторной работы преподавателя. Культура. Однако, на канале "Культура" не нашлось, кто бы подсказал.
3. Вызывает вопросы подбор иллюстративного ряда. Порой он выглядит как каша.
Но это внутренние моменты. Теперь внешние.
4. О доверии к автору. Дело в том, что с докторской диссертацией г-на Мединского был публичный скандал: что-то с плагиатом. Автор оправдался небрежностью в цитировании. Но профессионал-исследователь не допускает таких грубых ошибок. Азы научной работы. А такая ошибка — грубая, если не брать в расчёт моральный момент. Другие же исследователи в громадном большинстве не допускают таких небрежностей, однако их не приглашают на телевидение.
5. Кстати, помощнику президента, кем работает г-н Мединский, попасть на центральное телевидение не сложно.
6. Как у него хватает времени на серьёзную подготовку лекций при фактически ненормированном рабочем дне в президентской администрации? У людей на более скромной должности нет времени на вторую работу — настолько поглащает первая и единственная.
7. Лекции подготовлены за короткий срок, поэтому версий две:
— либо г-н Мединский уже читал ранее такой авторский курс;
— либо работала бригада "литературных рабов" под названием "творческий коллектив". На ТВ так делается, а лавры автора забирает руководитель проекта, который его продвинул и добыл денег.
8. Кстати, о деньгах. Известно, что в российских школах будет единый учебник истории. Это огромные деньги. Деньги из бюджета. Гарантированные, не на рискованных рыночных продажах. Кто же будет автором? Называют фамилию… Мединского. Почему же? Ведь профессиональные историки относятся к нему критически, а среди них есть авторы фундаментальных укурсов по истории, талантливые публицисты и рассказчики. Как педагог он вообще не известен. Однако, не забывайте про административный ресурс. И ещё: г-н Мединский — специалист по пиару (даже пособие написал). Чтобы снять момент недоверия к себе, нужно срочно прочитать популярный курс по истории — не обязательно фундаментальный, вполне достаточно того, где "не узнают". Всё - теперь имеет право. Думаю, что это главное, поскольку так у нас устроено "проектное финансирование": договорился — получил.
9. На самом деле, даже не это главное. Люди, наделённые властью и возможностями, пиарят и продвигают себя, а не таланты. Как-то это не того… хотя считается нормальным.
Вы уж сами решайте, доверяете ли автору.