Правительство приступило к разработке Стратегии образования фактически до 2040 г. (хорошо, что нашего века). Что важно, не только к разработке, но предложило широкое обсуждение:
- http://government.ru/news/53376/
- http://government.ru/news/53778/
Поскольку вопросы наболели, ваш покорный слуга решил принять участие. Вот что получилось.
Отклик на тему «Стратегия образования до 2036 г.»
Здравствуйте!
Актуальность.
В новостях информация о разработке Стратегии развития образования до 2036 г. попалась СЛУЧАЙНО.
Обратная связь рабочих групп с обществом (через ВЦИОМ, Госуслуги) выглядит ОДНОСТОРОННЕЙ и УЗКОЙ, КУЛУАРНОЙ при внешней вроде бы широкой публичности. Многие проблемы названы педагогами очень давно, они произносились в присутствии даже Президента страны – однако, без их решения. Например, толкотня на проблеме бюрократической отчётности педагога, на самом деле, не стоит выеденного яйца, и создание специальных рабочих групп по данному вопросу без результативности выглядит как бессилие "стратегических" управленцев.
Честное обсуждение проблем образования происходит активно на Интернет-телеканалах для узких аудиторий, но НИКОГДА не были специальной темой на федеральных телеканалах для ШИРОКОЙ АУДИТОРИИ, сам факт которого (обсуждения) уже воспринимался бы как политическое действие, а не кулуарное брюзжание вокруг жизненно важного вопроса.
Эксперты, которые участвуют в разработке Стратегии, НЕИЗВЕСТНЫ (не называются), как и СОДЕРЖАНИЕ ОБСУЖДЕНИЯ.
Мероприятий такого типа (разработка стратегии) за 30 лет "модернизации образования" было множество, результаты вызывают часто острое КРИТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ со стороны педагогического сообщества и родителей. Это очевидно даже без ВЦИОМа (поговорите с соседями, знакомыми, на улице).
Возникает подозрение, что разработка стратегий – вид ЗАРАБОТКА для определённых групп. Следовательно, возникает гипотеза, что разработка стратегий образования – бесконечный процесс под ложным предлогом, что всё якобы непрерывно меняется и ничто не остаётся постоянным (что, очевидно, не так).
Предложения:
1.Организовать специальные дискуссии на федеральных каналах по теме стратегии образования. С активным приглашением учителей, преподавателей, научных сотрудников. Честно говоря, давно следовало бы переключить флагманские ток-шоу "60 минут" или "Вечер с Владимиром Соловьёвым" на обсуждение внутренних проблем страны, а не бесконечное муссирование чужого нижнего белья. Свобода журналистов при этом неприкосновенна.
2.Найти способы поддержки и поощрения научной деятельности учителя школы и преподавателя колледжа. Начать хотя бы с того, чтобы вспомнить советские правила в этой области (нормативную базу СССР). Лучше – можно.
3.Вернуть высокое значение монографий в оценке результатов научной деятельности – как их интегрирующий результат.
4.Учитывать публикаторскую активность исследователя более широко, а не только по РИНЦ, Scopus и т.п.
5.Восстановить простые и понятые, в то же время достаточно полные советские стандарты библиографического описания источников и литературы в научном труде.
6.При оценке труда исследователя учитывать все его работы за всё время научной деятельности, а не за короткий период (который, очевидно, не исключается).
7.Тщательнее, интенсивнее, я бы сказал, в специальном поисковом режиме изучать интересный педагогический опыт, полученный в конкретных образовательных учреждениях и регионах. Грамотно его оценивать и продвигать авторов. В качестве примера прилагаю описание педагогического опыта региона народного промысла Гжель, достигнутого В.М. Логиновым и А.А. Андреевой в своё время, но остающимся актуальным в настоящий момент: брошюра «Производство и школа» (во вложении).
8. К теме интеллектуального суверенитета страны. Кто является главным научным руководителем? Какие научные концепции положены в основу рабочих материалов Стратегии?
9. Какие расходы выделены в правительстве на разработку данной Стратегии? Кто является главным подрядчиком? Какие нормативы оплаты труда экспертов, участвующих в разработке Стратегии, и руководителей проекта?
С уважением
С.П. Пимчев
2 января 2025 г.
Перечень предложений можно продолжать. Уже после написания записки я вспомнил, что зарплата профессора в столичном университете такая же, как у кассира в сетевом магазине, и меньше, чем у доставщика продуктов на дом. Если это и есть интеллектуальный суверенитет страны на протяжении 30 лет, тогда, как говорится, я извиняюсь.
Предлагаю педагогам провести педагогические семинары и направить конкретные предложения в правительство.
Не исключаю, может случиться так, как волки обсуждают безопасность стада овец. Вот и проверите. СВО всё-таки идёт.
Похожие статьи:
Пикейные жилеты считают → Как англичане планировали сделать Русский Север колонией
Cui prodest? Педагогическая политология → На кого равняться? Царь в будущей России
Золотая библиотека → Алексей Толстой. Россия, когда же ты с места сдвинешься?
Главшкола → Сергей Лавров. Россия: внешняя перспектива
Главшкола → Идеология. Первый разговор