Русофобия органическая. Такой диагноз можно поставить Западу в его отношении к славянам. Когда выгодно, в глаза льстят. Как коснулось коренных интересов, возникли противоречия и — не скрывается открытого пренебрежения, ненависти. В ход идёт вся возможная ложь. Это всё сейчас видим своими глазами. Но так было всегда.
Александр Гильфердинг (1831-1872), дореволюционный историк славян, из семьи обрусевших немцев, описывает метод деятельности «огнём и мечом» германских католических миссионеров среди славянских племён более тысячи лет назад.
Александр Фёдорович Гильфердинг. История балтийских славян (1855)
(Отрывок)
Все эти впечатления могли бы ещё с течением времени изгладиться из памяти славян, и поколения, рождённые и воспитанные в христианстве, забыли бы, что их духовенство некогда шло против их народа с мечом в рядах завоевателе, если бы оно принимало их в своё сословие. Казалось бы естественным стараться образовать для славянской паствы священников-славян, но нет: западная церковь, став как бы собственностью германского народа и государства,, хотела вручать свои должности лишь членам этого народа и государства. Во всей истории балтийских славян, не только у пограничных племён, обращённых силой, но и у поморян, крестившихся по собственному согласию, мы не находим ни одного епископа, ни даже священника из славян, может быть разве в последующие века, когда славянская народность в этих странах исчезала, духовные должности поручались иногда потомкам славян по крови; но тогда это уже ничего не значило, потому что потомки славян были онемечены.
Эта исключительность приносила неисчислимый вред: она поддерживала в христианстве, насаждённым на славянской земле, иностранный характер; она здесь ставила в ряды чужеземного, властительного сословия духовенство, которое в других странах Запада, напротив, покровительствоало народу и защищало от угнетений аристократии; она лишала духовенство сочувствия к его славянской пастве и живого интереса к её преуспеянию: земля славянская казалась священникам-немцам страной изгнания, из которой можно было извлекать только дань да десятину, и когда в этой стране водворялась какая-нибудь немецкая колония, то всё духовенство стояло за неё против славянского населения.
Похожие статьи:
Пикейные жилеты считают → Не лекторы, а говорят
Главшкола → Русские и поляки. Что мы знаем друг о друге? Чего не знаем?
Пикейные жилеты считают → Как Запад смотрит на Украину
От винта!. Педагогические экспедиции → Славянский круг. Музеи Беларуси
Парта. Воспитание в обществе и школе → Поляки