Бросать камень над поверхностью воды так, чтобы он подскочил как можно больше раз, вероятно, является одним из древнейших полезных и одновременно увлекательных занятий. Посудите сами: прежде чем мальчишка Древней Греции начнёт метать копьё или диск в бою или, например, на Олимпиаде, он долго запускает камни – или ракушки – на морском берегу, добивается твёрдости руки. Исторические свидетельства этой старинной детской забавы сохранились. Очень похожи, с педагогической точки зрения, наши состязания в снежки. Просто снега у нас больше, чем морской воды и морской гальки.
Но камни не чужды и нам. Где есть озеро или река с галькой на берегу, там обязательно будут состязаться в бросках на дальность полёта камня над водой и количество подскоков. Какой Ваш рекорд? Мой был не меньше 12 раз.
Кто бросал камешки над водой, тот знает в этом толк. Чтобы брошенный камень побольше сделал касаний на поверхности воды, первым делом в россыпи камней на берегу нужно выбрать плоский кругляшок, напоминающий по форме хоккейную шайбу. Такой камень легко скользит и прыгает по воде, словно водный лыжник, несущийся за быстрым катером. Но даже самый лучший камень сам по себе не поскачет много раз, если человеку недостаёт тренировки и он не знает, как лучше бросать. Дело не только в силе. Эта сила погаснет на первом же касании камня с водой, если ошибочно выбран угол броска. А как лучше бросить камень на реке: по течению или против течения? Поэкспериментируйте.
… В этот выходной день мы проснулись под колокольный звон собора Петра и Павла, что в Тарусе. Спросонья сразу не понял: это правда или я досматриваю какое-то кино о старой жизни?
Собор Петра и Павла в Тарусе
Это был самый настоящий колокольный звон, потому что отель располагается через дорогу от храма. Исторический центр города, на высоком берегу Оки. С Оки, её усыпанного в этом месте галькой берега началось наше утро в Тарусе. Мы запускали камешки по водной глади, и их великодушно проглатывала древняя река. Семь подскоков. Что ж, для первого раза после долгого перерыва совсем не плохо.
Берег Оки в центре города
Таруса стала близким и родным городом для Марины Ивановны Цветаевой и Константина Георгиевича Паустовского. Они любили Оку, много ходили по её берегам, а значит, не могли не состязаться со своими друзьями или гостями в метании каменных «блинчиков», безобидно смеясь над неловкостью какой-нибудь знаменитости или от души радуясь чьему-то личному рекорду. Они, точнее – их памятники, и ныне стоят на высоком берегу любимой реки совсем рядом друг с другом.
Константину Георгиевичу Паустовскому (1892-1968 гг.) и Марине Ивановне Цветаевой (1892-1941 гг.)
Они родились в один год, но жизненными дорогами прошли совершенно непохожими, хотя и сошлись эти пути — в Тарусе, правда, в разное время, даже в разные эпохи. Паустовский обрёл Тарусу в конце жизни, а для Цветаевой жизненным талисманом стало тарусское детство:
Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?
Старые липы в цвету,
К взрослому миру презренье
И на жаровне варенье
В старом саду.
К Богу идут облака;
Лентой холмы огибая,
Тихая и голубая
Плещет Ока.
Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, -
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
Пожалуй, Паустовский и Цветаева – самые известные «граждане Тарусы», где в память о них созданы музеи, к которым протоптаны широкие народные тропы со всех концов страны и мира. Город прославили и другие знаменитости, но приехали мы именно к ним. В очерке я ещё вернусь к Тарусе снова, а сейчас перейду к началу путешествия, которое произошло днём раньше на другом берегу Оки, в Поленово.
Знаменитый русский художник Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927 гг.) не нуждается в специальном представлении, как и то место, которое стало для Поленова и его семьи родовым гнездом. В 1892 г. Поленов приобрёл землю на берегах Оки, в деревне Бёхово, для того, чтобы обустроиться здесь самым основательным образом, в том числе открыв картинную галерею. Миссия оказалась выполненной блестящим образом.
Я не ставлю перед собой задачи пересказать экскурсоводов или путеводители. О музее-усадьбе можно подробно познакомиться на официальном сайте: http://www.polenovo.ru/ Остановлюсь только на личных впечатлениях.
Дом В.Д. Поленова
Поленов выбирал место не для дачи – для жизни. Средства у него имелись достаточные, как говорят, после того, как его картину «Христос и грешница» приобрёл Александр III. Скорее всего, он мог позволить себе купить квартиру в столицах: Москве или Петербурге, однако выбрал Бёхово, по тем временам – глушь. Но глушь великолепную! Такую, какую мог выбрать человек, бесконечно влюблённый в русскую природу, всем сердцем её чувствующий, совершенно не отделяющий себя от неё. Питающийся её энергетикой. Он построил крепкий дом, целую усадьбу – на пустом месте. Посмотрите, какие виды открываются из окна дома. В дождливый летний тень в уютном и тёплом доме хорошо писать картины или письма, сочинять музыку, общаться с друзьями, обдумывать предстоящую рыбалку или педагогические проекты с деревенской детворой и молодёжью. Всем занимался Поленов.
Там вдали за рекой...
Первая аллея ведёт к дому. Обратите внимание на корабельные сосны, типичные для здешнего леса. Не случайно выбранное для стройки место получило от автора название Борок. Русский пейзаж стал лейтмотивом поленовского творчества. Другая аллея ведёт уже от дома к Оке.
Двести метров…
… и вы попадаете на прекрасный песчаный окский плёс.
Ранним летним солнечным утром разыграется рыба, не заметив, как выскочит на берег! А у Василия Дмитриевича был специально отстроен лодочный сарай. По-хозяйски, по-крестьянски туго подошёл к рыболовному делу художник.
Поленов, воспитанный в духе Просвещения, не только тесно общался с крестьянским миром, но стремился внести в него высокую культуру. Сам он был родом из образованной семьи, закончил Санкт-Петербургский университет и Академию художеств, на протяжении 6 лет проходил творческую стажировку в Европе. Постоянное общение с таким человеком очень многое давало деревенской молодёжи. Как знать, возможно, кто-то из участников самодеятельного театра в доме у Поленова в 20-е годы – неграмотная крестьянская молодёжь из соседних деревень – поступил в вузы, «сделал жизнь» благодаря этому, вышел «в люди». Исследователям, видимо, ещё предстоит открыть эти биографии, а историкам педагоги, кстати, изучить деятельность В.Д. Поленова как педагога, его педагогическую систему.
К педагогической теме имеет отношение просветительский проект диорамы. Поленовым нарисованы на дощечках виды разных стран, из которых составлено своего рода художественное путешествие. Художник ездил по деревням и демонстрировал диораму детям. Сейчас картины из диорамы можно увидеть на специальных сеансах в Адмиралтействе, как называли в усадьбе лодочный сарай (смотрите сайт музея).
В Бёхове по проекту В.Д. Поленова построена церковь Святой Троицы. И в этом произведении Поленов остался верен своему вкусу и мировоззрению. Удивительно гармоничное здание храма, с мягкими очертаниями деликатно вписано в местный ландшафт.
Церковь Святой Троицы в Бёхове (1906 г.)
Виртуальный тур по церкви возможен на сайте музея.
От церкви идёт тропа к святому источнику и купели.
Похоронен В.Д. Поленов на церковном кладбище, рядом. На его могиле нет никаких надгробий, только вросший в землю массивный камень со стёртым именем художника и большим дубовым олонецким крестом. Поленов учился в Петрозаводске в Олонецкой губернской гимназии – в том здании сейчас национальная картинная галерея и памятная доска в честь В.Д. Поленова.
На сельский погост На могиле В.Д. Поленова
Дорога к храму
У подножия холма течёт царственная Ока, на другой стороне – Таруса.
Собственно говоря, с педагогической целью приехали в Поленово и мы – на родительский день: в лагере под названием Детская республика «Поленово» находилась Ульяна со своей музыкальной школой «Алые паруса». Для Ульяны это первый опыт самостоятельной жизни на протяжении нескольких недель. Ведь предстояло самой решать все вопросы жизни: от того, во что одеваться и всё ли съедать на завтрак, до установления отношений с товарищами. Главный помощник и друг ребят – вожатый. Лучшего друга и педагога, чем Аллу Юрьевну Попкову – педагога музыкальной школы, – найти почти невозможно.
Алла Юрьевна Попкова
Лично мне было интересно посмотреть, что такое современный детский летний лагерь, в которых я бывал последний раз в качестве пионера в прошлом тысячелетии. Сайт лагеря: http://drpolenovo.ru/
Мои впечатления. Принципиально лагерь ничем не удивил, что, на мой взгляд, хорошо, имея в виду засилье всякого рода псевдопедагогических новаций. А так…
Отряды называются провинциями. Режим дня почти как в армии за исключением диетического пятиразвого питания. В остальном всё в штатном режиме.
Лично мне понравился концертный зал. Человек на двести, функциональный и, чувствуется, творчески обжитой. Даже возникло желание прочитать в таком зале интересную лекцию.
Жизнь и бытие в провинции "Радужной", где обитатели из "Алых парусов":
Что прибавить к воспитательной системе Республики? Давать советы со стороны — неблагодарное дело, но есть вещи, лежащие на поверхности, к тому же организаторы просили вносить предложения.
1. Концертные номера, подготовленные "провинциалами" для родителей можно разнообразить, например, выразительным чтением стихов или фрагментов прозы, театральными сценками из классики.
2. Если уж Республика находится в поленовских и цветаевских местах, помимо конкурсов на самую длинную косу или самое дальнее бросание ботинка, можно предложить конкурс на лучшее прочтение стихотворений Марины Цветаевой, дав ему название, например, "Разговор с Мариной".
3. Мне кажется, ребятам будет интересно принять участие в фотоконкурсе на самый необычный снимок природы, например, по теме "Как рисовал Поленов". А кто-то, возможно, примет участие в номинации в конкурсе собственных рисунков по этой теме. А почему нельзя рисовать мелками на асфальте?
Такие имена — должны звучать. Прикосновение к ним — должно быть. Тем более здесь.
Ульяна выдержала жизненный экзамен, а вот некоторые ребята упросили родителей взять их домой. Что ж, для них «момент истины» ещё впереди.
А мы, попрощавшись с Детской республикой, держим курс на Тарусу.
… В тот год, когда В.Д. Поленов купил землю в Бёхово, К.Г. Паустовский и М.И. Цветаева только родились. Знакомы они не были, но разве это важно? Разве важно, что, разделённые рекой, Поленово – в Тульской области, а Таруса – в Калужской? Больше 100 тысяч лет назад отступил ледник, тогда, видимо, и возникли основные реки Среднерусской возвышенности, в том числе Ока. Вокруг Оки стали формироваться природные ландшафты, селиться люди, которые приспосабливали свою жизнь к природной среде, складывая культуру человеческих отношений, труда, народного искусства. Художники и писатели пришли – к Оке: для жизни, чтобы природой и культурой дышать и вдохновляться. Благодаря своему творчеству, связанному с окской землёй, они сами стали навершием этой многовековой культуры, формировавшейся вокруг Оки как стержня. Так это обычно и происходит в любой стране, вокруг любой большой реки. Они воспели Оку, возможно, став первыми. И тогда в многовековом и даже тысячелетнем развитии Окской культуры в 20 веке произошёл новый качественный скачок: она впервые нашла высшие – художественные – формы самовыражения.
В принципе, ничего фантастического в этом нет. В 20 веке появляются пророческие концепции, которые рассматривают в единстве и взаимовлиянии геологические, социальные и космические процессы. Я имею в виду, в первую очередь, учения К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского. К слову, Циолковский тоже жил на Оке, как, кстати говоря, и Сергей Есенин. Учитель Вернадского В.В. Докучаев специально изучал происхождение речных долин Европейской России.
Я читаю и вновь перечитываю стихотворение Цветаевой об Оке, которое представляется – пусть и сказанное очень просто – словом пророка, стремясь найти нераскрытую тайну. Стихотворение написано в 1911 г., Марине Цветаевой всего 19 лет. Лёгкие слова будто плещутся, как окские подлещики на песчаной косе. Но, немного проникнув вглубь, открываешь руку мастера и человека, который уже много думал и переживал. Большой (в будущем!) поэт как личность созревает очень рано. Она сама это понимает. Вскоре напишет:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я поэт…
Это же стихотворение заканчивает как юная вещунья:
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Была бы Цветаева без Тарусы? Много людей живёт в Тарусе, не все становятся поэтами. И без Тарусы Цветаева стала той же, но и — другой. Вот её стихи об уходящей родной Москве – «Домики старой Москвы», тоже 1911 г.:
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, -
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
А это – не тайна? Кто в то время бил тревогу о разрушении культурной среды? Всех собак стали вешать за это много позже на строителей коммунизма, но сама тенденция, получается, носила более общий характер, была связана с глубинными тенденциями, вперёд обнаруженными и артикулированными совсем не философом, и не в философском труде типа «Закат Европы», задолго до всех. Пушкин – такой же. Потому Цветаева и любила Пушкина, что чувствовала родственность души, схожесть судьбы?
Может быть, что-то было в её тарусском детстве, какая-то встреча или событие, о чём не узнать, видимо, без специального исследования, раз она просила похоронить себя на берегу Оки? Что ей открылось на окских берегах?
Камень и рябины, где хотела быть похороненной Марина Цветаева...
Недалеко от камня, на крутом косогоре, с которого наверняка юная Марина Цветаева смотрела на те самые заливные луга за Окой, под проливным дождём мы читали её стихи:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Вита читает стихи М.И. Цветаевой
Сайт Музея семьи Цветаевых: http://www.kokm.ru/ru/branches/tarusa_tsvetayevy/
К.Г. Паустовский переехал в Тарусу после покупки половины дома за 15 тысяч рублей в 1955 г. Дорого? В сборнике Центрального статистического управления РСФСР за 1955 г. эта сумма сопоставима с годовым денежным доходом семьи рабочего и примерно в два раза превышает годовой денежный доход семьи колхозника:
http://istmat.info/files/uploads/38550/rgae_1562.33.2260_byudzhety_rabochih_i_kolhoznikov_rsfsr.pdf
Сравните с годовым денежным доходом своей семьи сейчас, сопоставьте с ценами на дома в Тарусе, имея в виду, что тарусская недвижимость стала с тех пор престижной.
Дом Паустовского в Тарусе. Кровать писателя
Дом (то есть полдома) не большой. Пришлось делать серьёзный ремонт и ставить перегородки. Затем была сделана капитальная пристройка, в которой размещён кабинет писателя. И этот кабинет прекрасен! Большое окно, рядом письменный стол. За окном открывается широкий вид (раньше открывался, сейчас заросло деревьями) на карьер вдалеке и быструю реку Таруску в глубоком овраге. Дом – крайний по улице. Лучшей уединённой атмосферы для творчества трудно приобрести. В его кабинете с окнами на восток хочется работать.
Паустовский с удовольствием выступал перед местными жителями, но его тяготили вызовы и приглашения в Москву на какие-то заседания или командировки за границу. Уже тяжело больного, его ожидала невероятная встреча. Марлен Дитрих, немецкая звезда Голливуда, прочла один из рассказов русского писателя Паустовского и навсегда была им пленена, мечтая встретиться, если получится быть в России. Такой случай представился. Зная об этом, на выступление Марлен Дитрих в Центральном доме литераторов приехал Паустовский. Она пригласила его на сцену. Не зная, как по-русски выразить своё восхищение, Марлен Дитрих встала перед смущённым Паустовским на колени.
Марлен Дитрих в Центральном доме литераторов
Обаяние писателя, его скромность и собранность ощущается во всей, совершенно во всём подлинной, обстановке его дома. Сайт музея: http://www.mirpaustowskogo.ru/drupal-7.22/tarusa
Так же, как и Поленов, Паустовский скромно похоронен на старом сельском кладбище. На могиле только: крест и камень.
На смотровой площадке у памятника М. Цветаевой мы познакомились с тарусским фотохудожником и писателем Алексеем Пантелеймоновичем Зуевым.
Алексей Пантелеймонович Зуев
Мы разговорились о Тарусе, про которую он создал не одну книгу. Я всегда стараюсь покупать книги по истории местности, куда приезжаешь по делам, и вижу, что существует огромный дефицит добротной краеведческой литературы. Ту же проблему увидел в Тарусе. Единственная книга, которую я нашёл, – под авторством А.П. Зуева, «Таруса. Древний город на вечной Оке» (Таруса, 2015). Книга сделана очень хорошо и продуманно. На её основе можно подготовить прекрасное учебное пособие по краеведению для тарусских школ. И это же пособие послужит универсальным источником приобщения к истории и культуре Тарусы и Оки для туристов. В качестве эксперта готов поддержать такой проект перед администрацией и предпринимателями Тарусы. Как я понимаю, Таруса взяла курс на превращение, как сейчас говорят, в эффективный культурно-туристический кластер. Для этого у города и района есть самые лучшие основания, или, как говорят, конкурентные преимущества. Но, как я почувствовал, дело идёт напряжённо. Например, в центре города есть магазин с брендовым названием «Калужские продукты», только калужских продуктов там, в общем, и нет. Это дело поправимое: были бы продукты. Но кто-то должен обо всём рассказать: умно, интересно, глубоко. Редко кто умеет.
Малые и средние города России – не осколки прошлого, это точки роста для будущего. Каждый камень их истории излучает волны энергии, которая притягивает тысячи и тысячи людей, ищущих себя, познающих себя через собственную историю, литературу, искусство. Люди собирают разбросанные камни.
Похожие статьи:
Новости → Семинар в Гжели по теме педагогических экспедиций
Золотая библиотека → Как спасается мир... сейчас
Парта. Воспитание в обществе и школе → Сколько нужно гению
Главшкола → Неизвестные маленькие Америки
Проехаться по России. Образовательные путешествия → Таруса. Постоянное возвращение